В статье автор исследует взаимосвязь агрессии и эмоционального интеллекта у студентов.
Ключевые слова: агрессия, эмоциональный интеллект, студенты, взаимосвязь, эмоциональная регуляция, социальное поведение, когнитивные способности, эмпатия, управление эмоциями, межличностные отношения, стрессоустойчивость, агрессивное поведение, психологическое благополучие, уровень эмоционального интеллекта, конфликтные ситуации, эмоциональная устойчивость, психологическая адаптация, самоконтроль, личностные особенности.
Введение
Эмоциональный интеллект (ЭИ) давно рассматривается как важный фактор, влияющий на поведение человека, включая управление агрессией. ЭИ включает в себя способности распознавать, понимать, использовать и регулировать эмоции. Агрессия, напротив, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или угрозы.
В студенческой среде оба эти явления играют важную роль, влияя на межличностные отношения, академическую успеваемость и эмоциональное благополучие. Однако существует ли прямая связь между этими двумя характеристиками? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено исследование, целью которого стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии у студентов.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: определить, существует ли связь между уровнем эмоционального интеллекта и агрессией у студентов.
Задачи:
- Провести анализ литературы по изучаемой теме.
- Измерить уровни агрессии и эмоционального интеллекта у студентов.
- Провести корреляционный анализ для проверки взаимосвязи между этими характеристиками.
Гипотезы:
– Основная гипотеза: существует значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и агрессией.
– Рабочая гипотеза: низкий уровень ЭИ способствует большей склонности к агрессивному поведению.
Методы исследования
Теоретические методы:
– Библиометрический анализ (анализ литературы и основных теорий).
– Категориально-понятийный анализ (уточнение ключевых понятий).
– Проблемологический анализ (выявление ключевых проблем в изучении темы).
Эмпирические методы:
– Методика измерения агрессии: опросник А. Басса и А. Дарки.
– Методика измерения ЭИ: тест Н. Холла, адаптированный Е. П. Ильиным.
Статистические методы:
– Проведение описательной статистики.
– Корреляционный анализ (Пирсона и Спирмена) для проверки взаимосвязи переменных.
Описание выборки
В исследовании приняли участие 18 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Выборка была сбалансирована по половому признаку (9 мужчин и 9 женщин).
Критерии включения:
– Студенты высших учебных заведений.
Критерии исключения:
– Наличие поведенческих или психических расстройств.
Организация исследования
Исследование проводилось в онлайн-формате с использованием Google Форм. Участники заполняли анкеты добровольно, предварительно подписав форму информированного согласия, которая гарантировала конфиденциальность данных. Перед началом тестирования респонденты получили подробные инструкции и могли в любой момент отказаться от участия.
Для мотивации участников было предложено:
– Информирование о значении исследования для науки.
– Предоставление обратной связи по результатам тестов.
– Комфортный онлайн-формат заполнения анкет.
Результаты исследования
Описательная статистика
Таблица 1
Демонстрирует показатели центральной тенденции и изменчивости
Переменная |
Среднее |
Медиана |
Мода |
Размах |
Стандартное отклонение |
Интегративный эмоциональный интеллект |
51,72 |
55 |
62 |
62 |
16,05 |
Индекс агрессивности |
14,83 |
14,5 |
14 |
15 |
4,03 |
Индекс враждебности |
7,33 |
7 |
7 |
13 |
3,42 |
Гистограммы распределения показали, что:
– 33,3 % студентов имеют низкий уровень ЭИ, 50 % — средний, и только 16,6 % — высокий.
– Уровень агрессии у всех участников оказался низким.
– 88,8 % студентов продемонстрировали низкий уровень враждебности, у 11,1 % уровень был высоким.
Корреляционный анализ
- Корреляция по Пирсону:
- Выявлена слабая положительная связь между интегративным ЭИ и индексом агрессивности (r = 0,531; p < 0,05), однако значимой корреляции с индексом враждебности не обнаружено (r = 0,006).
- Корреляция по Спирмену:
- Отсутствует значимая взаимосвязь между интегративным ЭИ и индексами агрессивности (r = 0,416) и враждебности (r = 0,005).
Обсуждение
Полученные результаты опровергают основную гипотезу исследования. Эмоциональный интеллект и агрессия у студентов оказались независимыми друг от друга характеристиками. Выявленная слабая положительная корреляция между интегративным ЭИ и агрессивностью не имеет практического значения.
Эти данные ставят под сомнение утверждение, что развитие эмоционального интеллекта автоматически снижает агрессивное поведение. Вероятно, на агрессию влияют более сложные факторы, такие как стресс, личностные особенности и социальная среда.
Заключение
Исследование продемонстрировало, что:
- Уровень эмоционального интеллекта и агрессии у студентов не имеет значимой взаимосвязи.
- Гипотеза о взаимосвязи ЭИ и агрессии была отвергнута.
Полученные данные подчеркивают необходимость изучения агрессии как сложного явления, включающего социальные, биологические и психологические аспекты.
В то же время развитие эмоционального интеллекта остается важной задачей, поскольку оно способствует улучшению межличностных отношений и повышению стрессоустойчивости.
Рекомендации для будущих исследований:
– Изучение влияния других факторов (например, уровня стресса) на агрессивное поведение.
– Увеличение выборки для более детального анализа.
– Исследование влияния эмоционального интеллекта на другие аспекты поведения студентов.
Полученные результаты вносят вклад в понимание механизмов агрессии и подтверждают важность комплексного подхода к её изучению.
Литература:
- Басс, А.Б., Дарки, А. Агрессия и её причины: Новые теоретические подходы / А. Б. Басс, А. Дарки. — М.: Смысл, 2004. — 286 с.
- Майер, Дж. Д., Саловей, П. Эмоциональный интеллект / Дж. Д. Майер, П. Саловей. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 234 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — Санкт-Петербург: Питер, 1998. — 682 с.
- Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 176 с.