В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами образовательной среды.
Ключевые слова: дезадаптация, психологическое сопровождение, психологические методики, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный подход, эмоциональная поддержка, социальная поддержка, постепенная адаптация, сотрудничество, мониторинг, оценка прогресса.
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве играет важную роль в успешной адаптации и обучении. Дезадаптация может быть вызвана различными причинами, такими как переезд, семейные трудности, изменение условий жизни и прочие стрессовые ситуации. Такое сопровождение направлено на создание благоприятной и поддерживающей атмосферы для ребенка, а также на помощь в его социальной и эмоциональной адаптации.
Для этого могут быть использованы различные техники и методы работы с ребенком. Одни из них — индивидуальные беседы с психологом, которые помогут выявить причины дезадаптации и разработать стратегию ее преодоления.
В таблице 1 представлены наиболее приемлемые методики, направленные на исследование проявлений школьной дезадаптации на разных возрастных этапах.
Таблица 1
Методики, неправленые на исследование проявлений школьной дезадаптации на разных возрастных этапах
№ |
Название методики |
Возраст |
Авторы методики |
Цель методики |
1 |
Проектная методика «Что мне нравится?» |
7 лет |
Лусканова Н. Г. |
Выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность к обучению в школе |
2 |
Методика ориентировочной школьной зрелости |
7 лет |
А. Керн, Я. Йирасен |
Выявление готовности к школьному обучению |
3 |
Методика «Какой я?" |
7 лет |
Р. С. Немова |
Определение самооценки |
4 |
Тест школьной тревожности |
10–12 лет |
Филлипс |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста |
5 |
Метод исследования самооценки |
12 лет |
Ч. Д. Стилберг, Ю. Л. Ханин |
Выявление уровня самооценки тревожности. |
Также важным аспектом является работа с родителями, поскольку они играют ключевую роль в поддержке ребенка и его успешной адаптации.
Наблюдая и выявляя группу дезадаптированых учащихся, педагог- психолог может порекомендовать родителям следующие пути поддержки ребенка, в преодолении тревожности и страха.
— Создавать положительный эмоциональный фон связанный со школой.
— Не срывать совой гнев и тревожность на ребенке.
— Ни в коем случаи не сравнивать ребенка с другими детьми, та как это может привести к озлоблению либо усугубить неуверенность к себе.
— Совместно с ребенком полистать фото из школьной жизни прошлого родителей, вспомнить трудности и объяснить пути их решений.
— Всегда быть в позиции «Я рядом» и «Из любой ситуации есть выход».
Кроме того, в психологическом сопровождении дезадаптированных детей может быть использована групповая работа, включающая тренинги по управлению эмоциями, развитию социальных навыков и самоорганизации. Это поможет детям укрепить свою уверенность, научит работать в коллективе и преодолевать трудности.
В таблице 2 предоставлены некоторые позиции коррекционно- развивающей групповой работы с дезадаптированными детьми.
Таблица 2
Коррекционно-групповая работа с дезадаптированными учащимися
№ |
Коррекционно-развивающая работа |
Возраст |
Цель |
1 |
Групповой тренинг «Мы рядом» |
12–12 лет |
Создание условий для успешной |
2 |
Групповой тренинг «Путешествие в мир эмоций» |
7–10 лет |
Снижение страха ошибки, повышение самооценки у детей |
3 |
Групповой тренинг «Шаги на встречу» |
11- 12 лет |
Развитие позитивной моральной позиции по отношению окружающему миру других людей и к себе |
Таким образом, психологическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве является важным и неотъемлемым компонентом их успешной адаптации в социуме и научения ребенка коммуникации с окружающим его миром. И если психологи, педагоги и родители/ законные представители вместе работают над снижением негативных последствий дезадаптации, то это помогает ребенку восстановить уверенность в себе, мотивацию к учебе и адаптироваться к новым условиям.
Необходимо соблюдать некоторые принципы, которые должны быть учтены при таком сопровождении:
- Индивидуальный подход : каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности, потребности и возможности. Приводиться индивидуальные беседы с ребенком, а также наблюдение за его поведением и учебными успехами.
- Эмоциональная поддержка : дезадаптированные дети часто испытывают эмоциональные трудности, связанные с недостатком уверенности в себе, тревогой и стрессом. Психологи оказывают помощь в преодолении этих трудностей, предлагая методы релаксации, тренинги по развитию эмоциональности и поддерживающие беседы.
- Социальная поддержка : важным аспектом сопровождения является помощь детям во взаимодействии со сверстниками и учителями. Психологи и педагоги проводят групповые занятия, тренинги по развитию социальных навыков, помогают разрешить конфликты и создать безопасную атмосферу в классе.
- Постепенная адаптация : возвращение ребенка в учебную среду должно происходить постепенно, чтобы он мог приспособиться к новым условиям. Педагоги создают гибкий график обучения, предлагают поддержку и дополнительные занятия по необходимым предметам.
- Сотрудничество с родителями : успешное сопровождение дезадаптированных детей включает в себя активное взаимодействие с их родителями. Педагоги и психологи проводят индивидуальные консультации с родителями, делятся рекомендациями по поддержке ребенка, а также информируют их о его прогрессе.
- Мониторинг и оценка прогресса : важно постоянно отслеживать прогресс дезадаптированного ребенка и оценивать его достижения. Педагоги и психологи проводят систематические оценки знаний и навыков, обсуждают результаты с ребенком и родителями, назначают дополнительные задания и поддерживают мотивацию к учебе.
- Работа в команде : психологи, педагоги, родители / законные представители и другие специалисты должны сотрудничать и координировать свои действия для достижения максимального эффекта в сопровождении дезадаптированных детей. Взаимодействие между специалистами позволяет обмениваться опытом, объединять усилия и разрабатывать комплексные подходы к работе с каждым ребенком.
И так, психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей требует терпения, эмпатии и гибкости со стороны специалистов. Они должны быть готовы адаптироваться к изменяющимися потребностям ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и находить эффективные методы работы. Вместе с родителями и другими участниками образовательного процесса они создают условия для полноценного включения ребенка в учебную среду и его успешной адаптации.
Литература:
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию /Г. С. Абрамова Екатеринбург: «Деловая книга», М.: «AKADEMIA»,1995.-12с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер.-М6,1995–67с.
- Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация /Ю. А. Александровский. М.: Медицина,1976г.-272с.
- Лукьянов А. И. Как помощь ребенку в учебе в школе и дома/А. И. Луньков- М., 1999.-104с.
- Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Москва,25–27 октября 1995г.-М,. 1995.-3с.