Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Цевелева, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве / Т. А. Цевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111292/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами образовательной среды.

Ключевые слова: дезадаптация, психологическое сопровождение, психологические методики, коррекционно-развивающая работа, индивидуальный подход, эмоциональная поддержка, социальная поддержка, постепенная адаптация, сотрудничество, мониторинг, оценка прогресса.

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве играет важную роль в успешной адаптации и обучении. Дезадаптация может быть вызвана различными причинами, такими как переезд, семейные трудности, изменение условий жизни и прочие стрессовые ситуации. Такое сопровождение направлено на создание благоприятной и поддерживающей атмосферы для ребенка, а также на помощь в его социальной и эмоциональной адаптации.

Для этого могут быть использованы различные техники и методы работы с ребенком. Одни из них — индивидуальные беседы с психологом, которые помогут выявить причины дезадаптации и разработать стратегию ее преодоления.

В таблице 1 представлены наиболее приемлемые методики, направленные на исследование проявлений школьной дезадаптации на разных возрастных этапах.

Таблица 1

Методики, неправленые на исследование проявлений школьной дезадаптации на разных возрастных этапах

Название методики

Возраст

Авторы методики

Цель методики

1

Проектная методика «Что мне нравится?»

7 лет

Лусканова Н. Г.

Выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность к обучению в школе

2

Методика ориентировочной школьной зрелости

7 лет

А. Керн, Я. Йирасен

Выявление готовности к школьному обучению

3

Методика «Какой я?"

7 лет

Р. С. Немова

Определение самооценки

4

Тест школьной тревожности

10–12 лет

Филлипс

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста

5

Метод исследования самооценки

12 лет

Ч. Д. Стилберг, Ю. Л. Ханин

Выявление уровня самооценки тревожности.

Также важным аспектом является работа с родителями, поскольку они играют ключевую роль в поддержке ребенка и его успешной адаптации.

Наблюдая и выявляя группу дезадаптированых учащихся, педагог- психолог может порекомендовать родителям следующие пути поддержки ребенка, в преодолении тревожности и страха.

— Создавать положительный эмоциональный фон связанный со школой.

— Не срывать совой гнев и тревожность на ребенке.

— Ни в коем случаи не сравнивать ребенка с другими детьми, та как это может привести к озлоблению либо усугубить неуверенность к себе.

— Совместно с ребенком полистать фото из школьной жизни прошлого родителей, вспомнить трудности и объяснить пути их решений.

— Всегда быть в позиции «Я рядом» и «Из любой ситуации есть выход».

Кроме того, в психологическом сопровождении дезадаптированных детей может быть использована групповая работа, включающая тренинги по управлению эмоциями, развитию социальных навыков и самоорганизации. Это поможет детям укрепить свою уверенность, научит работать в коллективе и преодолевать трудности.

В таблице 2 предоставлены некоторые позиции коррекционно- развивающей групповой работы с дезадаптированными детьми.

Таблица 2

Коррекционно-групповая работа с дезадаптированными учащимися

Коррекционно-развивающая работа

Возраст

Цель

1

Групповой тренинг «Мы рядом»

12–12 лет

Создание условий для успешной

2

Групповой тренинг «Путешествие в мир эмоций»

7–10 лет

Снижение страха ошибки, повышение самооценки у детей

3

Групповой тренинг «Шаги на встречу»

11- 12 лет

Развитие позитивной моральной позиции по отношению окружающему миру других людей и к себе

Таким образом, психологическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве является важным и неотъемлемым компонентом их успешной адаптации в социуме и научения ребенка коммуникации с окружающим его миром. И если психологи, педагоги и родители/ законные представители вместе работают над снижением негативных последствий дезадаптации, то это помогает ребенку восстановить уверенность в себе, мотивацию к учебе и адаптироваться к новым условиям.

Необходимо соблюдать некоторые принципы, которые должны быть учтены при таком сопровождении:

  1. Индивидуальный подход : каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности, потребности и возможности. Приводиться индивидуальные беседы с ребенком, а также наблюдение за его поведением и учебными успехами.
  2. Эмоциональная поддержка : дезадаптированные дети часто испытывают эмоциональные трудности, связанные с недостатком уверенности в себе, тревогой и стрессом. Психологи оказывают помощь в преодолении этих трудностей, предлагая методы релаксации, тренинги по развитию эмоциональности и поддерживающие беседы.
  3. Социальная поддержка : важным аспектом сопровождения является помощь детям во взаимодействии со сверстниками и учителями. Психологи и педагоги проводят групповые занятия, тренинги по развитию социальных навыков, помогают разрешить конфликты и создать безопасную атмосферу в классе.
  4. Постепенная адаптация : возвращение ребенка в учебную среду должно происходить постепенно, чтобы он мог приспособиться к новым условиям. Педагоги создают гибкий график обучения, предлагают поддержку и дополнительные занятия по необходимым предметам.
  5. Сотрудничество с родителями : успешное сопровождение дезадаптированных детей включает в себя активное взаимодействие с их родителями. Педагоги и психологи проводят индивидуальные консультации с родителями, делятся рекомендациями по поддержке ребенка, а также информируют их о его прогрессе.
  6. Мониторинг и оценка прогресса : важно постоянно отслеживать прогресс дезадаптированного ребенка и оценивать его достижения. Педагоги и психологи проводят систематические оценки знаний и навыков, обсуждают результаты с ребенком и родителями, назначают дополнительные задания и поддерживают мотивацию к учебе.
  7. Работа в команде : психологи, педагоги, родители / законные представители и другие специалисты должны сотрудничать и координировать свои действия для достижения максимального эффекта в сопровождении дезадаптированных детей. Взаимодействие между специалистами позволяет обмениваться опытом, объединять усилия и разрабатывать комплексные подходы к работе с каждым ребенком.

И так, психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей требует терпения, эмпатии и гибкости со стороны специалистов. Они должны быть готовы адаптироваться к изменяющимися потребностям ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и находить эффективные методы работы. Вместе с родителями и другими участниками образовательного процесса они создают условия для полноценного включения ребенка в учебную среду и его успешной адаптации.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию /Г. С. Абрамова Екатеринбург: «Деловая книга», М.: «AKADEMIA»,1995.-12с.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер.-М6,1995–67с.
  3. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация /Ю. А. Александровский. М.: Медицина,1976г.-272с.
  4. Лукьянов А. И. Как помощь ребенку в учебе в школе и дома/А. И. Луньков- М., 1999.-104с.
  5. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Москва,25–27 октября 1995г.-М,. 1995.-3с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, успешная адаптация, групповой тренинг, психолог, психологическое сопровождение, родитель, индивидуальный подход, образовательное пространство, постепенная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Практика административной поддержки и методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, в направлении минимизации профессиональных дефицитов

В статье авторы рассматривают диагностические процедуры, программу наставничества и психолого-педагогическое сопровождение оптимизации профессиональных взаимодействий как эффективную практику минимизации профессиональных дефицитов у педагогов.

Задать вопрос