Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Важной составляющей в изучении английского языка является игровая деятельность детей, посредством которой происходит обучение, описаны самые распространенные виды игр, используемые во время обучающего процесса.
Ключевые слова: игровая деятельность, логическое мышление, память, воображение, подвижные игры, эффективность, польза, пальчиковая игра, словарный запас, навыки аудирования, дидактическая игра.
В силу возрастных особенностей обучать и развивать детей дошкольного возраста необходимо исключительно в игровой форме. Внимание детей в этом возрасте неустойчиво, они быстро отвлекаются, поэтому во время проведения занятий обязательным является переключение внимания, смена форм деятельности, организация различного рода игр, физкультурных и музыкальных пауз.
Обучение английскому языку посредством преимущественно игровой деятельности является эффективной методикой. Использование интересных дидактических материалов, игровых ситуаций, музыкальных минуток, игр с речевым и двигательным сопровождением развивают логическое мышление детей, память, воображение, повышают интерес к английскому языку, а также повышают качество проведения занятий.
Игра для ребенка — не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Поскольку игра в дошкольном возрасте выступает в качестве естественной среды, окружения ребенка, развитие и обучение детей английскому языку происходит в игровой форме.
При обучении детей английскому языку эффективно зарекомендовали себя подвижные игры, которые позволяли не только удовлетворять двигательную потребность детей, но и запоминать английскую лексику. Например, в ходе подвижной игры «Светофор» («Traffic lights») дети не только хорошо запоминали цвета светофора — красный, жёлтый, зеленый, но и легко усваивали глаголы движения — стоять, ждать, идти.
Red light — we stop,
Yellow light — we wait,
Green light — we go.
Варианты подвижных игр могут быть самые простые, но при этом педагог ставит разные задачи. Например, в игре «Кот и мыши» («Cat and mice») можно отработать и выучить глаголы движения, если мы играем в игру по правилам: кот спит, мыши бегают. Педагог оговаривает с детьми правила на английском и озвучивает во время игры, те действия, которые нужно сделать.
Сat is sleeping now. Кот спит сейчас (кот может быть как игрушкой в руке педагога, так и сам ребенок может быть котом).
Mice are running. Мыши бегают (другие дети играют роль мышей и бегают.
Педагог даёт команду коту «Просыпайся и лови мышей» Wake up and catch the mice!
Правила игры можно поменять, если, например, педагог ставит задачу научить ребенка произносить на английском фразу «I’m a cat» Я — кот. Педагог ставит задачу и спрашивает на английском Who is a cat? Кто кот? Ответ «I’m a cat» Я — кот. Игра проводится таким же образом, только теперь пойманный игрок становится котом и должен произнести «I’m a cat». Игра продолжается, пока все игроки не побывают котом. Подобные виды подвижных игр можно усложнять простыми вопросами, которые дети могут задавать друг другу на английском. Например, если раньше педагог спрашивал у детей Who is a cat?, то со временем эту задачу может выполнить сам ребенок. Кто-то из детей спрашивает на английском, кто-то отвечает. «I’m a cat» (я — кот) или «I’m a mouse» (я — мышка). В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог, слова и фразы игры могут меняться.
Игры — физкультминутки, применяемые на занятиях, также хорошо помогают запоминать английскую лексику. Вариантом такой игры может послужить следующая игра-приветствие:
Педагог: Stand up, please, say Hello.
Дети: Hello.
Педагог: I nod my head.
Дети: (кивают головой) Head, head.
Педагог: I clap my hands
Дети: (лопают в ладоши) Hand, hand
Педагог: I wave my arms
Дети: (машут рукой) Arm, arm
Педагог: I pat my tummy.
Дети: (гладят животик) Tummy, tummy.
Педагог: I stamp my foot
Дети: (топают ногой) Foot, foot
Дидактические игры, применяемые на занятиях, всегда дают хороший результат, а главное, с удовольствием принимаются детьми. Дидактические игры разнообразны, различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактические игры позволяют познакомить детей с английской лексикой по разным темам, помогают накопить словарный запас, а также помогают понимать несложные слова и фразы на английском языке, с последующим закреплением в речи.
Дети посредством дидактических игр запоминают и закрепляют словарный запас по таким темам как: Friends (друзья), Toys (игрушки), Pets (домашние животные), Body (тело), Colors (цвета), Animals (дикие животные), Clothes (одежда), Food (еда).
Для формирования у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения используются игрушки-герои: «Mr Wolf», «Mrs Monkey», «a doll — Mary», «Buffy — cat», «Toby — dog» при помощи которых, дети учатся здороваться и прощаться, воспринимать на слух простые команды на английском языке, принимать игровую задачу и участвовать в совместных играх.
В процесс обучения включаются детские песни на английском языке, которые помогают посредством восприятия на слух развивать навыки аудирования и понимание английской речи. Песни подбираются таким образом, чтобы усвоить и закрепить лексику под музыкальное сопровождение. Например, при изучении темы «Body» («Тело») детям можно предложить такие варианты музыкальных минуток с песенным сопровождением как: «My little finger», «With my foot I tap, tap, tap», «Knees and toes». Музыкальные минутки обязательно должны сопровождаться движениями под звучащее слово на английском языке, что позволяет легко запомнить и научиться произносить английскую лексику.
Интересным элементом каждого занятия выступают пальчиковые игры, которые помогают структурировать занятие, упорядочить деятельность и дисциплинировать детей. Пальчиковая игра — необходимый инструмент педагога для удержания внимания ребенка, развития мелкой моторики и улучшения координации движения. Пальчиковые игры на английском языке помогают быстро запоминать лексику, так как в рифмованной форме легче запомнить незнакомые слова и фразы. Пальчиковые игры можно использовать в любой части занятия, так например, для приветствия хорошо подойдет пальчиковая игра «Good morning», а для прощания «Goodbye». Пальчиковые игры можно подбирать по изучаемой теме и проводить при фонетической зарядке, рассказывая вместе с детьми и отрабатывая звуки английского языка в «Сказке о язычке». Дети запоминают, таким образом, звуки, слова и выражения ассоциативно.
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Это лучшее время для начала обучения языкам, поскольку является активным сензитивным периодом в жизни подрастающего человека, и овладение иностранным языком в этом возрасте осуществляется достаточно быстро. Дети в дошкольном возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Важным аргументом в пользу овладения иностранным языком в дошкольном возрасте является доказанность того факта, что иноязычное обучение развивает умственные способности ребенка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Овладение основами иноязычной речи направлено также на развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий и индивидуальных интересов детей, развитие их творческой активности и общекоммуникативных способностей.
Литература:
- Бурова И. И., Буров А. В. Программа развития и обучения дошкольника. Английский язык в песенках. Для детей 4–6 лет. — СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
- Земченкова Т. В. Английский для дошкольников. — М. ВАКО, 2008
- Карпиченкова Е. П. «My home». Из серии «Английский язык с мамой». — М.: ВШМФ «Авангад», 1992
- Кириллова Ю. В. Английский для дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс, 2006
- Комарова Ю. А. «Английский для дошкольников. — М.: «Русское слово», 2016
- Конышева А. В. Английский для малышей: стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки. — Санкт-Петербург: КАРО, 2020
- Пруидзе Е. Ш. Веселый английский для маленьких друзей. Пособие для устных занятий с детьми 4–6 лет /. — Ростов н/Д: Легион, 2014
- Уланова О. Б. Английский для дошкольников: Играем и учим: Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Филина М. Л. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4–7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия — Волгоград: Учитель, 2009
- Пальчиковые игры на английском языке (Электронный ресурс) https://skyteach.ru/2020/08/17/palchikovye-igry-na-anglijskom-yazyke/