Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Щерба, Н. В. Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста / Н. В. Щерба, Ю. Н. Жаркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5996/ (дата обращения: 16.12.2024).



Какие они разные наши дети. Мы любим их за непосредственность и беспечность, капризы и шалости. Любим просто так, потому, что мы родители и педагоги. Но как быть, если ребенок не слушается? Какой метод будет эффективным в работе с малышом? Помочь в этом могут сказки, но не обычные, а терапевтические.

Арт-терапия — одно из современных направлений в психологической коррекции, способное воздействовать на проблемы в поведении ребенка через искусство и творчество. Терапия искусством формирует у детей умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает способности для решения сложных жизненных задач. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляция чувств и поведения.

Сказка — самый доступный и интересный способ общения с ребенком. Она знакомит детей с окружающим миром, событиями и явлениями, происходящими в нем. Любимые сказки малыш просит прочитать вновь и вновь, а значит они затрагивают очень важные для ребенка вопросы. Читая сказки детям, мы сможем стать ближе и будем лучше понимать друг друга Сказки заставляют работать воображение детей, а значит информация, полученная из них, укладывается в детской душе прочно и надолго. Любая сказка учит и воспитывает.

Терапевтическая сказка — это сказочная история, придуманная особым способом с учетом конкретных особенностей ребенка. Такая сказка способна решить детские проблемы и справиться с возникающими жизненными трудностями. Арт-терапевтические сказки не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу. Благодаря такой сказке можно посмотреть на свою ситуацию со стороны и получить конкретные рекомендации для изменений к лучшему.

Терапевтическую сказку легко сочинить как родителям, так и педагогам. Она может быть в прозе или в стихах.

В таких сказках важен главный герой, который встречается со своими страхами или трудностями лицом к лицу. Герой учится преодолевать препятствия и побеждать страхи. Ведь чем больше знаешь о том, что тебя пугает, тем меньше этого боишься.

Дети с большим интересом воспринимают истории, где сказочный персонаж с теми же самыми проблемами, что есть и у них. Данная история может быть совсем непохожей на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить разные ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширив его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Терапевтическую сказку легко обыграть, проявив при этом творчество и фантазию. Можно показать кукольный театр, придумать мультфильм, а можно вместе с ребенком нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги любимых героев.

Такие сказки нужно не только читать, но также необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т. д. Сочиняя терапевтическую сказку важно не только увидеть детскую проблему, найти способы ее решения, но и интересно рассказать! Материал должен быть доступным и понятным для детей. Тогда ваш малыш поймет свои ошибки и, возможно, совсем скоро захочет вместе с вами придумывать новые сказки!

Мы сочинили сказочную историю про девочку Машу, которая как все дети ходила в детский сад, только вот дружить с ребятами у нее не получалось, потому что она всех обижала. Наша арт-терапевтическая сказка не оставила ребят равнодушными, многие в ней узнали себя. Дети активно включились в обсуждение, а после в игру. Арт-терапевтическая сказка научила ребят не обижать друг друга, контролировать свои чувства и эмоции, а главное и по- настоящему дружить!

«Сказка про Машу и Злюку — Буку»

Воспитатель:

«Жила-была девочка Маша.

Ходила она в детский сад.

Кусала и била Наташу,

Щипала она всех подряд.

Сломала постройку у Миши,

Который старался весь день.

Он строил вольер для лошадок

И клетки для диких зверей.

Ударила Катю с размаха,

Забрать, чтоб игрушку свою,

Толкнула Никиту и Варю

За лучшее место в строю!

Что делать, не знали ребята

Вдруг Петя решился сказать:

«Давайте-ка с Машей-драчуньей

Не будем мы больше играть!»

Пришла утром девочка Маша,

Хотела играть в магазин,

Но Оля, Вадим и Наташа

Сказали: «Займись другим».

Пошла Маша к Тане и Вале,

Которые в прятки играли.

Но девочки не улыбнулись,

От Маши они отвернулись.

Ах, как разозлилась Маша,

Сказала: «Ударю я вас!»

Но Катя, Олег и Саша

Плечами пожали лишь раз.

Расплакалась Маша, спросила:

«Вы, что про меня позабыли?»

Ответил тут ей Елисей:

«Похоже нет больше друзей!

Ты била ребят и кусала,

Толкала, словами ругала.

А тот, кто ребят обижает,

Внимания не получает!»

Воспитатель:

А может быть Маша не знает,

Как вместе дружить играть?

Что плохо толкаться и драться,

Щипать и друзей обижать?

А может быть Маша не знает,

Что Злюку она проглотила

Поэтому дети сказали,

что руки она распустила?»

Дети: «Ты проглотила Злюку!»

Маша: «А кто это такой?»

Дети: «Он сердитый, неумытый,

Бука-Злюка страшный зверь.

Все ломает, бьет, кидает,

Он влетел к тебе теперь!»

Маша: (растерянно плачет) «Где он?»

Дети: «Тут он, тут он, рядом, близко

Злой, сердитый, Злюка-зверь!»

Маша: «Я хочу его прогнать!»

Дети: «Не надо руки распускать!

Наши руки не для драки,

Чтоб ломать и всех толкать.

Наши руки для работы:

Можно ими рисовать, клеить, строить,

Всех ласкать; можно дома убирать,

Можно маме помогать!»

Воспитатель:

«Если что-то хочешь сделать,

Нужно просто рассказать».

Дети: «А руками, а руками никого не обижать!»

Воспитатель:

«Чтобы Злюку одолеть,

Нужно шарик нам иметь!

Шарик просто надуваем

И считаем сколько лет.

А потом вдруг протыкаем.

Лопнул шар — и Злюки нет!»

Дружат в садики детишки,

Много дел у детворы,

А в запасе есть в кармашках

Разноцветные шары!»

Сказкотерапия — это увлекательнейший мир, в котором можно совершить множество открытий.

Литература:

  1. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей — М: Сфера, 2008
  2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М. В. Киселева и др. — М.: Речь, 2014
  3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию — М.: Генезис, 2015
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии –СПб.: Речь, 2017
  5. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике -М, 2015
  6. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей — М.: Генезис, 2016
  7. Селищева, Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5–7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО — Учитель, 2020
  8. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста — СПб: Детство-Пресс, 2014
  9. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников — СПб: Детство-Пресс, 2014
  10. Чуб Н. В. Азбука храбрости. Сказкотерапия –М: Виват, 2015
Задать вопрос