Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Пупышева, О. С. Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников / О. С. Пупышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 301-302. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112192/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистами, так и родителями с детьми.

Ключевые слова: сказкотерапия, коррекция поведения, дети, родители.

Все чаще, родители и педагоги замечают у детей проявления агрессивного поведения, с которым им не под силу справиться самим. Для коррекции агрессивного поведения, взрослые прибегают к помощи специалистов. У детских психологов существует большое количество методов для коррекции неконтролируемых выплесков эмоций. Одним из таких методов является сказкотерапия [3]. Данный метод универсален, так как с ним можно работать в разных направлениях [6, с. 72–78]. Сказкотерапией можно работать с куклами, разыгрывая сценки с главными героями. Можно сочинить сказку используя фигурки в песочнице, работая с пластилином, нарисовать сказку, станцевать и так далее.

Изучением сказки как терапевтического инструмента занимались такие ученые как Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие.

И. В. Вачков выделяет такие функции у сказок: диагностическая, терапевтическая или коррекционная и прогностическую [3, с.80–86].

С помощью диагностической функции сказки, которую мы даем ребенку, можно определить его состояние на данный момент, а также причины беспокойства, страхов и проявления агрессивного поведения. Узнать по каким сценариям живет ребенок, а также стратегии поведения, его отношения с близкими, сверстниками и другое. Для диагностики состояния ребенка мы можем попросить его сочинить сказку, назвать его любимое произведение или главного героя, который ему импонирует. Например, с помощью сказки можно определить, что скрывается за агрессивным поведением ребенка: страх быть отверженным, привлечение внимание, или что ребенок сам подвергается агрессии со стороны близких или буллингу в школе. С помощью диагностической функции сказки можно узнать у ребенка про такие темы, на которые он не хочет говорить или не осознает влияние определенной проблемы на его жизнь. Затем происходит анализ сказки, или обсуждение ее вместе с ребенком [2, с.2–9].

После проведения диагностики состояния ребенка или его проблемы, можно приступать к терапевтической функции сказки. Для этого можно попросить ребенка снова сочинить свою сказку, где главный герой смог справиться со своими проблемами, не проявляя агрессивное поведение, от которого страдают окружающие. С помощью такого построения сюжета можно научить ребенка взаимодействовать более экологично и для него самого и для окружающих. Можно найти сказку с сюжетом похожим на проблемы в жизни у ребенка и трансформировать ее так, как хочется ребенку. С одной и той же сказкой можно работать много раз, главное, чтобы она нравилась ребенку и после терапии его состояние заметно улучшалось [1, с.144].

Прогностическая функция сказки направлена на создание положительного эмоционального состояния ребенка в будущем. Можно находить и работать со сказками, где герой достигает успеха, которого бы хотел достичь сам ребенок. Такую работу можно проводить с детьми постарше, которые уже могут анализировать и рефлексировать. Детям помладше можно читать такие сказки, потому что бессознательно ребенок отложит в голове положительные смыслы для себя в будущем.

Для диагностической, терапевтической и прогностической функций сказок можно использовать и другие арт-терапевтические техники [7, с. 150]. Например, можно попросить ребенка нарисовать сказку, или героя из любого произведения. Если ребенку не понравится рисунок, его можно переделать так, чтобы маленький клиент был доволен результатом. Также можно попросить слепить героев сказки, разыгрывая с фигурками сюжеты сказок. Лепка, в данном случае, поможет ребенку снять накопленное напряжение у ребенка, нормализует его эмоциональное состояние. Изготовление кукол для сказки, также благоприятно влияет на психику детей. Песочница для разыгрывания сказки может служить универсальным способом психологической работы для детей разных возрастных групп.

На сегодняшний день существует огромный выбор сказок, как для детей, так и для взрослых. Подходящую терапевтическую сказку можно найти в книгах современных детских психологов, а также использовать «русские народные сказки», или произведения зарубежных писателей [9, с.30–32].

Таким образом, мы рассмотрели три основные функции сказки, которые могут использовать в своей работе не только такие специалисты, как психологи, дефектологи и педагоги, а также родители смогут сами помогать своим детям. Читая и разбирая сказки со своим ребенком, можно наладить доверительные отношения в семье, скорректировать нежелательное поведение, а также на будущее установить близкий контакт между взрослыми и ребенком [8]. С помощью сказки родители могут передать ребенку требуемые в социуме нормы и правила, для безопасного взаимодействия с окружающими. Сказкотерапия может служить инструментом для формирования познавательной сферы, развития воображения, а также для раскрытия творческого потенциала у ребенка.

Литература:

  1. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп / И. В. Вачков. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  2. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… / И. В. Вачков // Школьный психолог. — 2011. — № 17. — С. 2–9.
  3. Вачков, И. В. Сказка в работе психолога: определение и типология / И. В. Вачков // Психология воспитания. 2010. — № 2. — С. 80–86
  4. Головин С. Ю. Словарь практическогого психолога. — Минск, Москва: «Харвест» «АСТ», 2003.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева. — СПб.: ООО Речь, 2004. — 310 с
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева // Школьный психолог. 2001. — № 26. — С. 72–78.
  7. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии: психологические техники: сказкотерапия / О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург: Изд-во ДНК, [2001]. — 150 с.
  8. Денисова Е. В. Сказкотерапия, как метод психологической работы с детьми и взрослыми. 2013 г. // Текст электронный 89.pdf (esrae.ru)
  9. Хухлаева О. В. Лабиринт Души. Терапевтические сказки. под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. Изд-во Академический проект. 2023г. 30–32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, агрессивное поведение, главный герой, диагностическая функция сказки, помощь сказки, родитель.


Похожие статьи

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Задать вопрос