Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Ганжин, В. В. Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста / В. В. Ганжин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 856-858. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37065/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.

Ключевые слова: сказкотерапия, личностный рост, функциональные особенности сказок, коррекционные сказки

Приверженцы направления сказкотерапии утверждают, что вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [7].

В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло [8]. Значимость таких наставлений в становлении личности человека, особенно в детстве, невозможно переоценить. У ребенка примерно до десяти-двенадцати лет преобладает образное мышление, «правополушарность», поэтому и обучение его происходит через сказку. Все наши попытки активно «включать» левое, «логическое» полушарие в раннем возрасте либо «ломают» ребенка, либо встречают его сопротивление [4].

Определяя личностный рост как совокупность позитивных изменений личности за определенный промежуток времени, которые ведут к повышению ее адаптированности к деятельности, выражающиеся в росте ее успешности, удовлетворенностииаттрактивности [1], мы признаем важность использования в педагогике сказок, содержащих в зашифрованном виде информацию об устройстве мира, межличностных отношениях, эволюционных задачах, стоящих перед личностью на разных этапах ее развития, и потенциальных ловушках. Недаром саму сказкотерапию определяют, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2].

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Р. М. Ткач [6] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтези и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр [3].

Исследователи выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [5].

  1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

‒ о жизненно важных явлениях;

‒ о жизненных ценностях;

‒ о постановке целей;

‒ о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

‒ как устроен этот мир, кто его создал;

‒ что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

‒ какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

‒ какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

‒ какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

‒ как приобретать и ценить дружбу и любовь;

‒ какими ценностями руководствоваться в жизни;

‒ как строить отношения с родителями и детьми;

‒ как прощать.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [3]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психотерапевтические сказки и коррекционные сказки.

Рассмотрим более подробно коррекционные сказки как используемые в первую очередь для мягкого влияния на вектор личностного роста. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение смысла происходящего.

Для создания коррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.

  1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Иногда герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

  1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в коррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в коррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. Унего не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В заключение добавим, что умение увидеть истинную причину поведения, которое ставим целью скорректировать, и подобрать, а часто создать самостоятельно, соответствующую сказку, становится одним из важнейших для современного педагога, активно участвующего в личностном росте обучаемого.

Литература:

  1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 3–14 с.
  2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2007.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. — СПб.: Речь, 2006–13–14 с.
  5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / ред. А. К. Колеченко. — СПб.: Речь, 2007. — 296 с.
  6. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
  7. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 144 с.
  8. Эстес К. Бегущая с волками. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priya.com.ua/upload/literatura/books/k_estes/k_estes-begushhaja-s-volkami.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, коррекционная сказка, личностный рост, ребенок, герой, функциональная особенность сказок, проблема, процесс самореализации.


Ключевые слова

личностный рост, сказкотерапия, функциональные особенности сказок, коррекционные сказки

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Задать вопрос