Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Полтаракова Татьяна Михайловна, Пастухова Ирина Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 21.12.2016
Статья просмотрена: 729 раз
Библиографическое описание:
Полтаракова, Т. М. Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Полтаракова, И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1795/ (дата обращения: 16.12.2024).
Использование сказки и сказкотерапии является одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с нарушением интеллекта. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка — это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы». Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у детей познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «...добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».
В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло [5, с. 25].
Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо — должна стать творческим девизом для ребенка.
Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети с умственной отсталостью обогащают свой словарь и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи [8, с.124].
Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным коррекционно — развивающим средством. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу [2, с. 2О].
Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, при этом происходит активизация речевого общения между детьми. В своей работе я использую сказочную тематику. Дж. Родари, который разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами — новаторами, данные игры широко используются в коррекционной работе.
Если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, включая применение информационных технологий, то это повысит уровень развития связной речи детей, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития которых обусловлены трудности детей в овладении связной речью. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы.
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.
Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Литература:
- Белобрыкина О. А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.
- Изотова В. А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского
- народа». Начальная школа № 5, 200О.,с.2О-25.
- Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция». М.: Просвещение, 1994.
- Кумарина Г. Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.
- Львова М. Е. «Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12,2001.