Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Дата публикации: 04.01.2017

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Сабитова, А. М. Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста / А. М. Сабитова, Г. З. Мифтахова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1851/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст представляется включение в систему работы по развитию речи такой модели урока, на котором создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра как внеигровой фольклор.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, М. А. Рыбниковой, В. А. Сухомлинского, оригинальный опыт развития детской речи Дж. Родари убедительно свидетельствуют о том, что приобщение ребёнка к словесному творчеству будет наиболее успешным при введении в процессе обучения связной речи элемента — фантазии.

Научить творчеству и фантазии нельзя, но помочь ребёнку почувствовать себя волшебником, развить творческое начало можно. И в большей степени этому способствует систематическая работа с произведениями устного народного творчества — фольклором.

Фольклор — художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального творчества и коллективного. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.

Как мы видим, фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы можем использовать при работе над развитием речи у младших школьников.

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются с произведениями детского фольклора, которые знакомы им ещё с дошкольного возраста. Детский фольклор — явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той или иной стороной жизни ребёнка, практически со всеми её проявлениями.

У каждого жанра — своя история и своё назначение: какие-то появились в глубокой древности, какие-то — совсем недавно, одни призваны развлекать, другие — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире. Каждый из них по-своему ценен и интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором вырастает ребёнок, формируется его личность. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии.

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка. И очень важно в этот период привить детям любовь к чтению. Одним из основных и самых любимых жанров детского фольклора у детей является сказка. Это значительная часть текстов, на основе которых дети постигают богатство народного языка. «У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения» [2, с. 210].

В качестве подтверждения этих слов, можно привести в пример отрывок из нашего урока по литературному чтению «Изучение русской народной сказки «Морозко» с младшими школьниками.

Учитель: Ребята! У меня есть для вас очень интересное задание. Давайте определим, какие черты характера присущи дочери деда, а какие — дочери бабки?

Ученики:

Дочь деда (портрет)

Дочь бабки (портрет)

Милая

Ленивая

Злая

Вежливая

Грубая

Отзывчивая

Бессердечная

Гордая

Учитель: Правильно, молодцы, дети! Мне также хотелось бы узнать у вас: как вы думаете, почему дочь бабки постигло наказание?

Ученики: Потому что она была грубой, ленивой и корыстной. Она не помогала никому. Она была не отзывчивой.

По этому короткому отрывку из нашей личной педагогической практики можно сделать вывод о том, что для эффективного формирования навыка связной речи у учащихся младших классов важно использование таких видов работ при изучении фольклорных произведений, как пересказ с использованием речевых особенностей сказки, обмен мнениями, обобщенная беседа. Эффективно в этом плане также моделирование сказок и создание проблемных ситуаций (Пример: Как вы думаете, почему дочь бабки постигло наказание?)

Сказки есть в каждом доме, и дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

Народ — непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднения воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В связи с этим многие авторы, последователи Дж. Родари, В. Я. Проппа создают методики работы над сказками. На конкретных, увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приёмы работы со сказками, свободными предложениями и переложениями.

Рассказывание и сочинение сказок — это искусство, которому нужно обучать школьников. И не только потому, что сказка дидактична. Рассказывание и сочинение сказок позволяет ребенку перевоплотиться и в этом перевоплощении раскрыться.

«Обучение творчеству — процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения» [1, с. 12]. Как этап урока, обучение составлению сказок можно и следует включать не только в уроки чтения, но и русского языка. Необходимо применять больше наглядности, элементы драматизации, составлять иллюстрации к собственным сказкам, следует дополнять работу выразительным чтением вслух, рассказыванием сказок, импровизациями, конкурсами, викторинами. Неотъемлемая часть изучения сказок — совершенствование речи учащихся.

Сложно отрицать положительную роль сказок и художественных произведений в формировании правильной устной речи. Принято считать, что тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих узловых задач не менее важно сделать устную, письменную речь учащихся эмоциональной, образной, красивой.

Литература:

  1. Львова М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Начальная школа. — 2001. — № 12. — С.12–17.
  2. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8 Т. — Т.6.- М.: Худ. лит., 1971. — С. 195- 243.
  3. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в III томах. — М., 1984. — Т. 3. — 495 с.
  4. Пропп В.Я Морфология сказки. — М.: Педагогика, 1969. — 196 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дочь бабки, детский фольклор, развитие речи, сказка, дочь деда, литературное чтение, русский язык, собственный текст, сочинение сказок, устное народное творчество.

Похожие статьи

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы)

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений

Похожие статьи

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы)

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений

Задать вопрос