Роль сказки в развитии речи младших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. Роль сказки в развитии речи младших дошкольников / Г. Я. Потапова, Ю. А. Саплина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105302/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из самых интересных явлений народного творчества являются сказки. Простые и понятные детям, они несут все истины и опыт множества поколений. В сказочный мир ребенок погружается с раннего детства, и этот мир остается с ним на долгие годы. Ведь сказка — это самое настоящее чудо, а также находка для педагогов. Лучший способ воспитания детей — это приобщение их к народному творчеству, ведь именно благодаря сказкам дети узнают, что такое сопереживание, любовь и печать, справедливость, самоотверженность, стойкость духа в борьбе со злом. Сказки не только дают возможность пережить целый спектр различных эмоций, но и наделяют ребенка жизненным опытом. Благодаря устному народному творчеству у детей развивается образность мышления, выразительность речи, прививается любовь к Родине благодаря знакомству с красотой русской природы, обычаями и укладом жизни народа. Подрастая, дети в полной мере начинают осознавать, как прекрасна истинная русская речь, как выразительно она звучит. Таким образом, дети не только изучают русский язык, но и приобщается к культуре нашего народа.

Сказка — это своего рода нить, связывающая между собой множество поколений. Она несет в себе всю мудрость и опыт, накопленные за долгие годы. Изучая сказки, проникаясь их содержанием, в умах детей формируются нравственные основы. Ведь то, что слышит и видит ребенок, является для него примером, отправной точкой дальнейшего построения моральных принципов, личностных качеств, творческого начала и прочего.

Во много развитию фантазии и детского творчества способствуют сказки. Но часто, при ознакомлении детей с устным народным творчеством совершаются ошибки, из-за которых восприятие сказки может быть нарушено. Одной из самых частых ошибок является подбор сказки без учёта возраста её слушателей. Маленький ребенок не сможет постичь смысл произведения, предназначенного для старших детей, оно лишь утомит малыша, а ничему не научит.

Также огромную роль играет то, как преподносится сказка. В прошлом чтение сказок было настоящим ритуалом, который тщательно соблюдался. Сейчас же эстетической стороне повествования уделяется мало значения. Во время чтения сказки важна эмоциональная связь, обсуждение с детьми, направление их мыслей и фантазий в верное русло.

В период дошкольного детства у детей формируется и развивается воображение и фантазия, способность воспроизводить образные действия, понимание читаемого текста и простейший анализ, поэтому переоценить роль сказок очень сложно. Это важная и необходимая ступень в развитии детей.

Основным методом знакомства детей со сказками является рассказывание. Изначально предполагалось свободное повествование сюжета рассказчиком. Сейчас, в современных реалиях, сказка приобрела несколько иную форму, но ее значение в воспитании детей не изменилась.

Сказочный мир удивителен и уникален по возможности воздействия не детское сознание и воображение. Сказки для малышей 3–4 лет максимально просты, сюжет зациклен, в нем есть лишь минимальные изменения. Повторение позволяет детям лучше понять и запомнить сказку, пробудить интерес к звучанию и произношению слов. Именно поэтому сказка — один из методов развития речи у младших дошкольников.

Понимание и восприятие сказки эффективнее, если перед этим провести беседу с детьми, рассмотреть картинки и иллюстрации, разобрать сложные слова и выражения, чтобы процесс прослушивания сказки был наиболее приятен и доступен. Значимую роль имеет и то, как сказка преподноситься рассказчиком. Выразительность и тембр голоса, акценты на важные моменты, скорость повествования — всё это важные моменты для успешного восприятия. Для малышей предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы максимально закрепить услышанное, после прочтения сказки необходимо проводить беседы, на которых дети могут задать возникшие вопросы, поделиться эмоциями и впечатлениями, обсудить различные мнения. Для усиления эффекта можно применять наглядные пособия, сюжетно-ролевые игры, звуковые и видеоматериалы. А остальное — за детским воображением.

Повторение изученного материала для детей 3–4 лет — ключ к успешному усвоению полученных знаний. Но важно помнить, что дети быстро устают от однообразной деятельности. Поэтому одну и ту же сказку можно разнообразить различными способами, например кукольным и пальчиковым театрами, фланелеграфом, моделированием.

Спектр применения сказок очень широк и не ограничивается рамками занятий. Их можно применять и в повседневной жизни, и в индивидуальной работе — зависит лишь от желаемой цели.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что сказки в жизни детей необходимы, так как благодаря их содержанию у дошкольников происходит процесс познания мира не только умом, но и сердцем. Переживая за героев, ребенок учится откликаться на те или иные события, не быть равнодушным и выражать свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. — Спб.: Детство-Пресс,2017
  2. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др.; под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психотерапии», 2019.
  3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. — Спб: «Патриот» 2019.
  4. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,2018.
  5. Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.
  6. Программа «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте.
  7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.. 1961.
  8. Горбушина Л. А.. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М.: Просвещение. 2019.
  9. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка-Пресс. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, восприятие сказки, народное творчество, сказочный мир, устное народное творчество.


Задать вопрос