Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Г. И. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68724/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Ключевые слова: связная речь, речевое развитие, воспитатели, дошкольники, сказка, пересказ.

Овладение связной речью становится в настоящее время важнейшей задачей познавательного развития детей дошкольного возраста. Многие молодые родители часто разговаривают друг с другом и с детьми в стиле сообщений в социальных сетях. Признаками небрежного отношения взрослых к собственной речи являются: употребление ненормативной лексики и интернет–сленга, искажение произношения звуков, незаконченные фразы, неправильные ударения в словах [1]. Исследователи и воспитатели детских садов отмечают, что частым становится явление, когда даже в диалогической речи люди могут не отвечать на обращенные к ним вопросы, отвечают невпопад [1; 2; 3]. Многие родители, приходя в детский сад, не здороваются и не учат здороваться своих детей. Создается впечатление, что люди общаются все время с каким-то внутренним собеседником, а не с реальным человеком. В поведении молодых людей становится частым явлением скольжение взгляда по лицу собеседника, как будто человек хочет побыстрее закончить разговор и обратиться к экрану сотового телефона, где находится какая-то значимая для него информация.

Самое сложное в такой социокультурной ситуации — это то, что косноязычие, невнимательное отношение к сообщениям и вопросам других людей, формулам речевого этикета передается детям от родителей как образец. Поэтому традиционно стоящие перед дошкольным образованием задачи речевого развития дошкольников на современном этапе необходимо усилить именно задачей развития связной, осмысленной речи детей.

Для решения этих задач бесценным помощником являются сказки [4]. Народные сказки в литературной обработке всегда были образцом красивой, интересной связной речи. Сказка — это повествование, в котором легко угадывается структура: а) зачин — введение в повествование, информирование слушателей о том, что было до того, как начались события; б) завязка — какое-то затруднение, препятствие, задание или конфликт, из-за которых нарушается привычный порядок вещей, и героям приходится изменять свою жизнь, чтобы справиться с новыми обстоятельствами; в) изложение основных событий — несколько фактов из жизни героев, показывающих, как именно они справляются с трудностями; г) кульминация — момент наивысшего напряжения, обострения в повествовании, когда ситуация конфликта «взрывается»; д) развязка — последствия «взрывных» событий кульминации, итог усилий героев к разрешению конфликта [5].

Так как в сказке события всегда происходят в соответствии со структурой повествования, то понимание этой структурности ребенком оказывает большое влияние на развитие его логического мышления [3].Пересказывая сказки, ребенок учится строить фразы по правилам грамматики и синтаксиса родного языка. Для того чтобы его пересказ получился таким же сильным по влиянию на слушателя, как оригинал, ребенок использует художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и крылатые выражения, которые подчас полностью отсутствуют в его бытовой речи.

Сказки несут в себе несравнимый ни с каким другим способом организации мысли потенциал воздействия художественного образа и на интеллектуальную, и на эмоциональную, и на нравственную сферу ребенка. Основатели направления сказкотерапии Т. Д. Зинкевич–Евстигнеева [5] и И. В. Вачков [6] убедительно доказали, что психологическое упражнение, житейская или учебная задачи становятся привлекательными, интересными, если превратить их в сказочное повествование.

Пересказ сказок в детском саду помогает развивать осмысленную связную речь детей в том случае, если воспитатель четко различает пересказ, основанный на механическом повторении, и логическую трансформацию текста с выделением смысловых частей [3]. Многие дети обладают хорошей механической памятью, и у взрослых часто создается иллюзия, что если ребенок хорошо запомнил и по памяти воспроизвел текст, то это значит, что он все понял. На самом деле именно эта иллюзия может стать серьезным препятствием к развитию мышления ребенка, потому что его не стимулируют на осмысление текста. Навыки осмысленного пересказа сказок в дошкольном возрасте могут стать базой для усвоения текстов в процессе учебной деятельности в школе, основой для формирования универсального учебного действия «смысловое чтение» [2].

Итак, при использовании пересказа сказок в процессе развития связной речи, ребенок учится строить грамматически и синтаксически правильные предложения, использует в своей речи эпитеты и сравнения, обогащает пассивный и активный словарь, развивают память, мышление. Таким образом, можно сделать вывод, что данный прием эффективен.

Литература:

  1. Колосова, И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /И. В. Колосова. — Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2011. — 64с.
  2. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений /О. А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
  3. Обучение дошкольников пересказу [Текст]/ Под ред. Л. В. Лебедевой. -М.: ЦПО, 2014. — 80 с.
  4. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, связная речь, детский сад, процесс развития, сказка.


Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства

В статье автор пытается установить особенности, присущие каждому возрастному этапу развития ребенка, в овладении им высказываниями описательного типа ввиду необходимости учета таких особенностей при обучении детей как дошкольного, так и школьного воз...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства

В статье автор пытается установить особенности, присущие каждому возрастному этапу развития ребенка, в овладении им высказываниями описательного типа ввиду необходимости учета таких особенностей при обучении детей как дошкольного, так и школьного воз...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задать вопрос