Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 21.06.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Тимошенко, Е. М. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки / Е. М. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115936/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками легче осваивают материал, понимают инструкции и взаимодействуют с окружающими. Сказка как педагогический инструмент подробно рассматривается автором как эффективный метод развития связной речи. Приводятся этапы работы со сказкой, включающие выбор произведения, чтение и обсуждение, пересказ, инсценировку и сочинение собственной истории. Также упоминаются приемы, способствующие развитию связной речи через моделирование ситуаций, дополнение сюжета и анализ персонажей.

Ключевые слова: связная речь, развитие, дошкольники, сказка, сказкотерапия.

Развитие связной речи является важным аспектом общего развития ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Связная речь — это способность ясно выражать свои мысли и чувства в последовательной, логически организованной форме. В этом возрасте дети проходят ключевой этап формирования своих речевых, когнитивных и социоэмоциональных навыков, и развитие связной речи напрямую влияет на успешность их будущей коммуникации, обучения и социального взаимодействия.

Связная речь играет важную роль в образовательном процессе. Дети, которые могут ясно и последовательно выражать свои мысли, легче усваивают новый материал, понимают инструкции и участвуют в образовательных мероприятиях. Хорошо развитые коммуникативные навыки помогают детям быстрее адаптироваться к школьной среде, а также эффективно взаимодействовать с учителями и одноклассниками.

Связная речь тесно связана с когнитивными процессами, такими как мышление, память и воображение. Способность структурировать и выражать свои мысли способствует развитию логического и абстрактного мышления, улучшает способность к планированию и решению проблем. Дети, которые могут четко передать свои идеи, также лучше фиксируют и обрабатывают информацию, что способствует их общей интеллектуальной активности.

Умение эффективно общаться влияет на качество социальных взаимодействий и эмоционального состояния ребенка. Дети, обладающие хорошими навыками связной речи, легче налаживают дружеские контакты, участвуют в совместных играх и гораздо успешнее разрешают конфликты. Это, в свою очередь, способствует формированию положительной самооценки и уверенности в себе, что является важным фактором для психоэмоционального благополучия.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте имеет стратегическое значение для последующего успешного обучения и социальной адаптации ребенка. Формирование этих навыков дает детям уверенность, помогает налаживать взаимодействия с окружающими и обеспечивает успешное интеллектуальное развитие. Родители, воспитатели и преподаватели должны уделять особое внимание поддержке и стимулированию речевых навыков, создавая благоприятные условия для развития связной речи у детей.

Итак, развитие связной речи у детей дошкольного возраста — одна из ключевых задач дошкольного образования. Связная речь является неотъемлемой частью когнитивного развития ребенка, способствуя формированию логического мышления, эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Одним из эффективных методов развития связной речи является использование сказки. Сказка, как жанр устного народного творчества, не только привлекает детей своей увлекательностью, но и служит мощным педагогическим инструментом.

Сказка, как средство развития речи, выполняет несколько функций:

Формирование словарного запаса: Сказки богаты разнообразной лексикой, которая включает как повседневные слова, так и менее распространенные. Это способствует расширению словарного запаса ребенка.

Развитие грамматических навыков: В процессе повествования дети учатся строить сложные предложения, правильно использовать различные грамматические формы и структуру текста.

Улучшение навыков пересказа: Прослушав сказку, ребенок учится воспроизводить её содержание, что способствует развитию связной речи и памяти.

Формирование навыков взаимодействия: Обсуждая сказку с родителями или педагогами, дети учатся аргументировать своё мнение, задавать вопросы и вступать в диалог.

Рассмотрим основные этапы работы со сказкой для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Выбор сказки: Сказка должна соответствовать возрасту и интересам ребенка. Для дошкольников подойдут народные сказки, сказки классиков детской литературы и современные авторские произведения.

Чтение и обсуждение: Следует читать сказку выразительно, с интонацией, чтобы увлечь ребенка и передать эмоциональные оттенки героев. После прочтения можно задать ребенку вопросы по содержанию, обсудить его впечатления.

Пересказ: После обсуждения предложите ребенку пересказать сказку. Это может быть, как полный пересказ, так и краткий пересказ основных событий. Возможно использование наглядных пособий — иллюстраций, фигурок персонажей, чтобы помочь ребенку структурировать рассказ.

Инсценировка: Попросите ребенка разыграть сцену из сказки. Это развивает не только связную речь, но и творческие способности, помогает лучше запомнить текст.

Сочинение собственной сказки: Поддержите ребенка в написании собственного рассказа. Пусть он придумает сюжет, героев и последовательность событий. Записывайте его историю, помогая с формулировками и структурой текста.

При работе со сказкой полезно использовать следующие приемы:

Моделирование ситуаций: Поставьте ребенка в ситуацию, подобную сюжетной линии сказки, и предложите ему найти выход.

Дополнение сюжета: Попросите ребенка придумать продолжение сказки или альтернативный финал.

Анализ персонажей: Обсудите с ребенком характеры и поступки героев, их мотивацию и эмоции.

Сравнение сказок: Сравнивайте разные сказки, их сюжеты и персонажи. Это способствует развитию аналитического мышления и умения формулировать мысли.

Таким образом, использование сказок в развитии связной речи у детей дошкольного возраста является эффективным и интересным методом. Сказка способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматических навыков, развитию воображения и эмоционального интеллекта. Благодаря разнообразию способов работы со сказкой, процесс обучения становится увлекательным и разносторонним, позволяя ребенку легче и быстрее овладеть навыками связной речи.

Литература:

  1. Баенский, Р. А. Воспитание дошкольников в играх и сказках / Р. А. Баенский. — М.: Просвещение, 2019. — 160 с.
  2. Верхобородова, Н. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Н. Д. Верхобородова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 112 с.
  3. Васильева, В. А. Сказки для воспитания и развития речи детей / В. А. Васильева. — М.: Карапуз, 2018. — 144 с.
  4. Горбачева, И. А. Методика развития речи дошкольников / И. А. Горбачева. — М.: Владос, 2020. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, дошкольный возраст, сказка, развитие, навык, образовательный процесс, общее развитие ребенка, словарный запас, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Задать вопрос