В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Ключевые слова: связная речь, общение, коммуникативные навыки дошкольников, воспитание, художественные произведения, литература, речь, общение, культура.
Одна из главнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — это развитие речи и коммуникативных навыков ребенка. Хорошо развитая речь — это не просто умение владеть языком, но и умения грамотно строить предложения, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, умение выражать свои мысли четко и правильно. Для максимально полной реализации всех этих умений, ребенку необходимо овладеть именно связной речью, так как связная речь представляет собой развернутое, полноценное, структурированное, правильно оформленное и законченное высказывание [2]. Благодаря связной речи, ребенок может реализовать свой личностный потенциал, как социального человека, ведь именно связная речь является основой коммуникативных навыков и взаимодействия в социуме. Хорошо развитая речь является так же показателем здорового развития всех психических процессов человека. Именно поэтому вопросы развития речи у детей всегда стоят на первом месте у дошкольного учреждения, и перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача — сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания.
Процесс развития речи человека очень сложный и многогранный. Начало этого процесса лежит в раннем возрасте, а в старшем дошкольном возрасте уже активно совершенствуется. Поэтому для успешного прохождения данного этапа, ребенку необходима помощь и поддержка взрослых, а также вспомогательные методы, одним из которых, по нашему мнению, являются произведения художественной литературы [4]. Основываясь на данном положении, педагоги старшей дошкольной группы МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода решили уделить особое внимание роли художественной литературы в развитии связной речи у воспитанников.
Речь человека проявляется в нескольких формах, это: устная, письменная, жестовая и внутренняя. Однако при вербальном общении используется только устная и письменная речь. Эти две формы речи требуют сознательного выбора информации, подготовки и оценки используемых в них языковых средств Речь ребенка является одним из способов познания окружающего мира. Поэтому у детей есть спонтанный стимул к изучению и овладению речью. Задача взрослых, окружающих ребенка в данный период, научить его грамотно разговаривать и строить предложения. Литературные произведения являются отличным способом интеллектуального и речевого развития дошкольников, так как произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, представлять образы, фантазировать. Из книг дети узнают много новых слов и образных выражений, тем самым происходит обогащение их речи. Благодаря рассказам, дети познают лаконичность и точность слова; стихотворения учат улавливать музыкальность, рифму, напевность, ритмичность родного языка, народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому очень важно знакомить детей дошкольного возраста с произведениями родной литературы, родного языка. Использование образцов русского языка — это прекрасный способ обогащения и развития речи ребенка, его интеллекта и эмоциональной составляющей психики. В связи с этим, задача воспитателей —- правильно преподнести художественную литературу дошкольникам, так как на этом возрастном этапе они являются еще слушателями, а не читателями. Дети старшего дошкольного возраста уже способны не просто понимать смысл услышанного, но и более глубоко анализировать полученную информацию. Дети могут определять свое отношение к положительным и отрицательным героям произведений, узнавать их настроение и улавливать причинно-следственную связь [1].
Существует множество вариантов использования литературных произведений в образовательной деятельности дошкольников. Очень эффективным является рассказывание с использованием наглядных материалов, это: теневой, кукольный, пальчиковый театры, фланелеграф, чтение и рассказывание с игрушками, импровизация и обыгрывание, рассматривание иллюстраций к произведениям. Как показала практика, в ходе разыгрывания и театрализации, используются разнообразные творческие задания, которые способствуют развитию у детей воображения и представления образов героев, окружения, в котором происходит действие. Однако одной театрализации недостаточно для развития связной речи детей, после представления необходимо научить детей озвучивать свои мысли об изученном литературном произведении. Еще одним эффективным способом развития связной речи является слушание и заучивание стихотворений. Стихотворения можно использовать не только на занятиях, но и во время прогулок на улице, наблюдая за явлениями природы, учить с детьми отрывки из стихотворений, к примеру: «Листья», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…» Ф. И. Тютчев. Дети в старшем дошкольном возрасте учатся слышать красоту поэтической речи, поэтому с ними особенно важно изучать стихотворения художественной литературы. Воспитателю необходимо научить детей слышать мотив, настроение, которое пытается передать автор. Предлагая стихотворения для заучивания, надо предоставлять ребенку право выбора. При организации образовательной деятельности необходимо тщательно подбирать художественные произведения, соответствующие возможностям восприятия детей. В образовании художественная литература в большей степени выполняет эстетическую и духовно-нравственную функции, однако практика показывает, что развивающая функция также имеет не последнее место. Чтение детям сказок, рассказов, стихотворений, басен, пословиц каждый день прививает интерес и любовь к чтению, развивает их эмоциональную и интеллектуальную сферу, улучшает связную речь ребенка. Благодаря книгам и иллюстрациям, дети дошкольного возраста познают окружающий мир во всех его взаимосвязях, учатся понимать законы жизни и общения с людьми, переживая и проживая прочитанное или услышанное [3].
Таким образом, можно отметить, что художественная литература является одним из более доступных, ярких и эффективных способов развития связной речи у дошкольников. Знакомство с произведениями художественной литературы не должны ограничиваться занятиями в детском саду, а должно осуществляться во всех сферах жизни детей, на прогулках, в семье, в бытовой деятельности и т. д. Систематическое и структурированное изучение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста, способствуют эффективному развитию речи и пополнению словарного запаса детей, тем самым, формируя коммуникативную культуру ребенка.
Литература:
- Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2023.- № 10.- С.73 -80.
- Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Издательство: Детство‐Пресс, 2021 год, 176 стр.
- Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / изд. испр. — М.: Просвещение, 2002–223 с.
- Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011–03–29–09–03–14/75- correctional/1030–2012–03–01–12–07–41.html