Обогащение лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.11.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кравченко, О. Н. Обогащение лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора / О. Н. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119672/ (дата обращения: 16.01.2025).



Развитие речи детей старшего дошкольного возраста является одним из ключевых аспектов их общего развития. Среди множества методов и средств, способствующих обогащению словарного запаса, фольклор занимает особое место. Народное творчество, в котором заключены огромный опыт и мудрость предков, несет в себе богатейший языковой материал, способствующий развитию лексической стороны речи детей.

Фольклор включает в себя разнообразные жанры: сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки. Все эти произведения отличаются выразительностью, богатым словарным запасом и определенной логической структурой, что помогает детям легко усваивать новые слова и фразы. Как отмечает Л. С. Выготский, «фольклор является важным источником, через который ребенок входит в мир культуры, приобщается к народной мудрости и обогащает свой словарный запас» [1].

Для успешного обогащения лексического запаса детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора, важно правильно организовать работу с фольклорными произведениями.

Чтение сказок, былин и других фольклорных произведений является важным этапом. Важно не только читать сказки в оригинале, но и обсуждать прочитанное, активизируя тем самым словарный запас детей. Подтверждением полезности данного метода является мнение Е. И. Тихеевой, которая утверждает: «Пересказывая сказки, дети учатся пользоваться новыми словами и фразами в речи» [2].

Игры на основе фольклорных материалов способствуют легкому усвоению новых слов и включению их в активную речь детей. Например, при разыгрывании сценок из русских народных сказок дети акцентируют внимание на специфических для фольклора словах и выражениях. Е. И. Тихомирова подчеркивает, что «игра способствует не только укреплению памяти, но и расширению словарного запаса детей» [3].

Пословицы и поговорки, передавая в лаконичной форме народную мудрость, насыщены образными выражениями и метафорами. Включение их в лексику детей помогает разнообразить и обогатить речь, делает её более выразительной. А. М. Леушина отмечает, что «пословицы и поговорки активизируют мыслительную деятельность и развивают образное мышление детей» [4].

Из опыта работы, в нашем детском саду на протяжении нескольких лет уделяется особое внимание развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных методов, активно применяемых в практике, является использование фольклора.

Фольклор включает в себя богатейший материал для языкового и культурного развития детей. На занятиях активно используют сказки, пословицы, поговорки, народные песни и различные жанры устного народного творчества. Все это способствует не только расширению словарного запаса детей, но и их общекультурному развитию.

Процесс интеграции фольклора в образовательную деятельность включает следующие ключевые направления:

Чтение и анализ сказок: В рамках регулярных занятий детям читаются народные сказки, после чего организуются обсуждения. В ходе анализа внимания уделяется новым словам и их значениям, а также ситуациям, в которых они употребляются. Это помогает детям лучше усваивать и запоминать новые лексические единицы.

Инсценирование сказок: Дети участвуют в инсценировках, что требует активного использования нового словарного запаса. Это также развивает их умение выражать свои мысли и эмоции.

Игра с пословицами и поговорками: На занятиях организуются игры, в ходе которых дети знакомятся с пословицами и поговорками, учатся их применять в речи. Например, используется метод «закончить пословицу», что помогает детям лучше запоминать и понимать смысл фразеологизмов.

Пение народных песен: Введение музыкальных занятий, где дети поют народные песни, способствует обогащению словарного запаса. Песни легко запоминаются, и через них усваиваются новые слова и выражения.

Рисование по мотивам фольклора: Детям предлагается рисовать иллюстрации к прочитанным сказкам или пословицам. Это способствует закреплению лексического материала через визуальные образы.

Вся работа строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Постепенно усложняются задания, вводятся новые жанры фольклора. Сами занятия проводятся в форме игры, что обеспечивает высокую мотивацию детей к участию.

Одним из ярких примеров успешной практики в детском саду стало проведение «Фестиваля народной сказки», где дети показывали приготовленные инсценировки сказок, пели народные песни и участвовали в конкурсе рисунков по мотивам фольклора. Мероприятие не только увлекло всех участников, но и значительно обогатило их словарный запас и общую культурную эрудицию.

Анализ результатов показал, что дети, вовлеченные в работу с фольклорными текстами, демонстрируют более высокий уровень развития словарного запаса, лучше справляются с коммуникативными задачами и проявляют живой интерес к изучению родной культуры.

Таким образом, использование средств фольклора для обогащения лексики детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду показало свою эффективность и стало важной частью образовательного процесса.

Для эффективного обогащения лексического запаса важно учитывать ряд методических рекомендаций:

Систематичность работы: регулярное включение фольклорных произведений в образовательный процесс позволяет поддерживать интерес и усваивать новые слова.

Активное использование: стараться использовать новые слова и выражения в различных ситуациях, включая игры, беседы и творческие задания.

Создание языковой среды: окружение детей фольклорными мотивами через книжные выставки, тематические уголки и аудиозаписи фольклорных текстов.

Поощрение самостоятельной деятельности: стимулировать детей придумывать свои сказки, драматизировать услышанные истории, что способствует активному усвоению новых слов.

Таким образом, фольклор является мощным инструментом в обогащении лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие жанров, богатый словарный запас и эмоциональная насыщенность фольклорных текстов способствуют не только расширению словарного запаса, но и развитию образного мышления и культуры речи детей. При систематическом и целенаправленном использовании, фольклор помогает вырастить любознательных и грамотных молодых людей.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.
  2. Тихеева, Е. И. Развитие речи дошкольников. — М.: Педагогика, 1968.
  3. Тихомирова, Е. И. Игровая деятельность детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1979.
  4. Леушина, А. М. Развитие речи у детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1965.
  5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Молодая гвардия, 1973.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, словарный запас, старший дошкольный возраст, детский сад, пословица, сказка, лексическая сторона речи детей, мотив фольклора, народная мудрость, образовательный процесс.


Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Использование фольклора Белгородского края как средство этнохудожественного воспитания дошкольников

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка

Использование фольклора Белгородского края как средство этнохудожественного воспитания дошкольников

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора

Задать вопрос