Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора
Автор: Урсу Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 08.11.2013
Статья просмотрена: 8979 раз
Библиографическое описание:
Урсу, Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора / Н. М. Урсу. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4498/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность.
Как отмечает Лашкова Л. «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов» [1, с. 34]
Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка [2, с. 1]
Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. [3, с. 11]
Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:
- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом;
- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;
- из семьи ушла «Умная» книга.
В условиях нашего детского сада:
- ослабленное здоровье, замедляющее развитие основных психических процессов (памяти, мышления) дошкольников;
- дети в большинстве своем «домашние» и уровень их интеллектуального развития зависит не только от состояния здоровья, но и социального и образовательного уровня родителей;
- не только часты пропуски в посещении по состоянию здоровья, но и само пребывание детей в детском саду кратковременно — ограничивается 1–2 годами.
Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.
Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.
Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.
На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте.
Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении дошкольников. В основу моей работы легли результаты экспериментальных исследований по формированию у дошкольников активного словаря.
Проведенный мною анализ программ развития и воспитания дошкольников («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство») показал, что наличие общих задач по развитию речи детей, общих методических рекомендаций, перечней литературы, рекомендуемых для чтения и обсуждения, все же не позволяют достичь необходимого результата, а именно: сформировать у дошкольников развитую, выразительную образную речь. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения:
- при построении развернутых высказываний;
- при налаживании эмоциональных связей с окружающими;
- при формулировании мыслей, построении сообщений текста;
- при налаживании с собеседником речевого взаимодействия;
- при выделении образных выражений в тексте;
- при использовании доступных детям языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи;
- при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве).
Очевидно, что дети недостаточно умело пользуются несловесными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой, пантомимой.
Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит:
- расширять активный словарь детей;
- развивать чувственное восприятие литературных произведений;
- обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- расширить их кругозор и воспитать интерес к речи.
Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов:
- последовательности;
- системности;
- постепенного и поступательного усложнения материала.
Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов. Исходя из вышеизложенного, мною предлагаются следующие основные направления образовательной работы.
1. Обогащение словаря детей путем установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием.
Основная цель: формирование начальных представлений о слове.
Актуальность:
Качественный и количественный анализ результатов изучения словарного запаса дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
- преобладают слова «бытового» характера;
- отсутствуют слова — эпитеты, сравнения, определения, сложные прилагательные;
- количественный состав словаря не соответствует нормативным показателям.
Задачи работы по направлению:
- выделение слова как объекта изучения
- установление основной функции слова — номинации (название)
- ознакомление с элементарными способами словообразования и словотворчества.
- подведение к пониманию многозначности и метафоричности слова
Обогащение словаря осуществляется посредством:
- выделения образных выражений в тексте;
- установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием;
- словарных игр и упражнений.
Предполагаемый результат
- осознанное грамматически правильное использование слова в речи;
- количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников.
2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка.
Основная цель: формирование навыков понимания эмоций, душевного состояния человека.
Актуальность:
В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств (нельзя плакать, нельзя громко говорить) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой облагает ребенок с рождения.
Задачи работы по направлению:
- расширить представления детей об эмоционально мире человека;
- обучить средствам эмоциональной выразительности (мимика, жест, интонация);
- развивать способность управлять своими эмоциями.
Реализация задач осуществляется посредством:
- показа характерных движений животных;
- работы над голосом — звукоподражание;
- «оживления» и «озвучивания» образных слов;
- инсценирования сказок, диалогов, персонажей, отрывков из стихотворений и рассказов;
- театрального моделирования (например, монолог геометрической фигуры).
Предполагаемый результат:
Дети научатся «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности.
3. Развитие чувственного восприятия литературных произведений.
Основная цель: Научить детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.
Актуальность: неправильный подход к организации детского чтения в семье:
- подбираются неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения;
- «механическое» чтение, исключающее работу по содержанию;
- чтение не нацелено на пробуждение эмоций и чувств, что ведет к общему оскудению речи.
Задачи работы по направлению:
- формировать навыки замечать и выделять эпитеты, сравнения (ласковое слово, что весенний день), иронию (грозен Семен, а боится Семена одна ворона), выделяя их в литературном тексте;
- научить понимать фразеологизмы, сравнения, определения, образные слова;
- учить установлению связи между номинальным понятием образного слова, выражения и его эмоциональным содержанием.
Формы реализации поставленных задач:
- комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы;
- словарные и дидактические игры;
- беседы по содержанию произведений изобразительного искусства.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы.
4. Общее развитие речи дошкольников путем целенаправленной активизации речевых средств выразительности.
Основная цель: Создать условия для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения, игровой и учебной деятельности.
Актуальность: многие получаемые ребенком знания зачастую не находят применения в его повседневной жизни. Поэтому они не только не развиваются, но со временем утрачиваются.
Задачи по направлению работы:
- закрепить полученные представления о средствах выразительности речи;
- обучать детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни.
Реализация задач возможна посредством:
- обучения творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи;
- бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива;
- поощрения использования образных выражений в собственной речи, выделения их в речи сверстников.
Предполагаемый результат:
У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни.
Достижение поставленных целей возможно только при комплексном и последовательном подходе к организации обучения. Определить последовательность решения каждой из этих задач, возможные способы их взаимодействия в различных формах образовательной работы — задача, которая решается перспективным планированием.
На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы.
Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила:
- создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п.
- вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества;
- сформировать интерес к образам произведений словесного искусства;
обеспечила:
- формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится);
- овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п.
Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи.
помогла:
- поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы;
- поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д.
Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.
Литература:
1. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981.
3. Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009.
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.