Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик
Авторы: Мамлеева Ирина Владимировна, Жиманова Марина Николаевна, Рюшенкова Ольга Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 14.10.2020
Статья просмотрена: 84 раза
Библиографическое описание:
Мамлеева, И. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик / И. В. Мамлеева, М. Н. Жиманова, О. В. Рюшенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5599/ (дата обращения: 16.12.2024).
Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены:
— общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
— запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
— расстройствами нейродинамики;
— несформированностью межанализаторных связей.
Для осуществления двигательного в целом, речевого акта в частности , необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, которая обеспечивает дифференцированный состав сложных движений, и лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков — кинетической структуры. Мозговые механизмы, обеспечивающие кинетическую и кинестетическую программы, создание схемы произвольного движения различны. Прослеживается тесная взаимосвязь между состоянием общей, мелкой и артикуляционной моторики.
И вот здесь уместно вспомнить, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:
— восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;
— пространственные представления;
— способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,
— способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
— правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
— Особыми талантами левого полушария являются:
— упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
— речевые функции, здесь находятся центры речи;
— логическая обработка информации и аналитическое мышление;
— чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).
Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.
Если говорить о проблеме, например, фонематического слуха, то факторогенез фонематического слуха до его фокусировки в левом полушарии должен быть максимально обеспечен прелингвистическими правополушарными компонентами, «превербитумом», всесторонним взаимодействием ребенка с окружающим миром, где все имеет свое «имя» и введением в действие механизма межполушарного переноса. Как доказывают нейропсихологические исследования, именно дефицит или несформированность последнего может приводить к грубейшим задержкам речевого развития.
Другим очевидным примером служит становление пространственных представлений как целостной функциональной системы. До того, как в обиходе ребенка появятся слова «вниз», «вперед», «голова», «левая рука»... т. е. актуализируется вербальная маркировка пространства (левое полушарие), в правом должны в полной мере сформироваться обобщенный перцептивный образ объекта внешнего пространства.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы заметить, что мы исходили из гипотезы об общей одаренности, связанной с равнозначностью полушарий. Для достижения поставленной цели проводилась работа одновременно по двум направлениям — развитию недоминантного полушария и межполушарных связей. Иными словами, с помощью представленной методики у леворуких детей большее внимание уделяется правой руке, у правшей идет ориентация на левую руку. Одновременно со всеми детьми ведется работа по развитию межполушарных связей.
Опыт работы педагогом показал, что леворукие дети очень отличаются от основной массы — праворуких детей. Теория утверждает, что левши менее развиты, однако, это не совсем соответствует действительности. Напротив, левши, встретившиеся в нашей практике, показали себя детьми с выраженными особенностями, во многих аспектах превосходящими в своем развитии правшей. В ходе работы с ними и возникла идея попытаться правшей и левшей «подтянуть» к амбидекстральности. С этой целью был построен тренажер, полифункциональное пособие, позволяющее развивать недоминантное полушарие и межгемисферные связи.
Рассмотрев все возможные варианты и не найдя подходящих нам, мы обобщили имеющиеся в доступе пособия и тренажеры для кинезиологических упражнений и решили создать нечто новое, полифункциональное, объединяющее различные варианты действий. А, поскольку эта методика предполагала развитие межполушарного взаимодействия, то она получила название «Синергия».
Тренажёр был задуман и построен как символ устремления ввысь, к новым свершениям, к успеху каждого ребёнка, поэтому и получил своё название «Ракета».
Тренажер разборный, состоит из трёх треугольных панелей, соединённых шнуровкой.
|
Тренажёр для двух рук (вращательный момент) «Ремонтная мастерская» Пластмассовые болты с гайками. Каждая гайка характеризуется двумя свойствами: формой и цветом. Предназначен для одновременной работы двумя руками. |
|
Тренажёр графический «Космическая карта» Игровизор для рисования маркером по трафарету. Прозрачный экран с возможностью использования разных трафаретов-вкладышей. |
|
Тренажер для развития навыка ориентировки в схеме тела «Давайте пообщаемся» Набор карточек на магнитах с изображениями положения рук или позы. Варианты действий: предлагается воспроизвести позу или положение пальцев, рук, а затем поменять их. Могут одновременно выполнять 2–6 человек. |
|
Тренажёр для двух рук «Предстартовая подготовка» 8 выключателей, набор карточек с различными изображениями предметов, разной тематики. Варианты действий: двумя руками выбрать два выключателя с заданными картинками. Если картинки под выключателями выбраны правильно, то при одновременном их включении загорается фонарь. Тематика варьируется в зависимости от возраста и индивидуального уровня развития ребенка. |
|
Тренажер для двух или одной рук «Инопланетный гость» Выполнен из прессованного оргалита и пластика. Игровое поле с вырезанными лабиринтами-дорожками для мелких металлических разноцветных шариков закрыто прозрачным оргстеклом. Две магнитные ручки на шнурках для перемещения шариков по различным маршрутам. |
|
Тренажер для двух или одной рук «Коробка передач» Две ручки, двигающиеся по несимметричным маршрутам-дорожкам, прорезанным в панели. Варианты действий: одновременное движение ручек вверх или вниз, в разные стороны. |
|
Тренажер для двух рук «Атом» Закреплённые на панели крючки (6 штук) и всевозможные резинки. Варианты действий: двумя руками растягивать и надевать на крючки резинку. Для работы можно предложить надевать резинки по определенной схеме, изображенной на карточках. |
|
Тренажёр для двух рук «Трубы для топлива» Состоит из двух труб одинакового диаметра, принимающей корзинки и набора различных предметов, которые можно двумя руками одновременно взять из корзинки и опустить в трубы. Предметы могут характеризоваться цветом, размером, формой. Задания даются для определенных рук, «правой-левой». |
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред.Л. С. Цветковой. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с.
- Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 304 с.
- Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб.: Речь, 2005. — 293с.
- Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия. Под редакцией: Семенович А. В. Ковязина М. С.. — М.: Изд-во Генезис, 2018. — 496 с.
- Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 95 с.
- Семенович А. В. Эти невероятные левши. — М.: Изд-во Генезис, 2007. — 250 с.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.