Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мамлеева, И. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик / И. В. Мамлеева, М. Н. Жиманова, О. В. Рюшенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5599/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены:

общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

расстройствами нейродинамики;

несформированностью межанализаторных связей.

Для осуществления двигательного в целом, речевого акта в частности , необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, которая обеспечивает дифференцированный состав сложных движений, и лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков — кинетической структуры. Мозговые механизмы, обеспечивающие кинетическую и кинестетическую программы, создание схемы произвольного движения различны. Прослеживается тесная взаимосвязь между состоянием общей, мелкой и артикуляционной моторики.

И вот здесь уместно вспомнить, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:

восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;

пространственные представления;

способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,

способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;

правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.

Особыми талантами левого полушария являются:

упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,

речевые функции, здесь находятся центры речи;

логическая обработка информации и аналитическое мышление;

чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).

Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.

Если говорить о проблеме, например, фонематического слуха, то факторогенез фонематического слуха до его фокусировки в левом полушарии должен быть максимально обеспечен прелингвистическими правополушарными компонентами, «превербитумом», всесторонним взаимодействием ребенка с окружающим миром, где все имеет свое «имя» и введением в действие механизма межполушарного переноса. Как доказывают нейропсихологические исследования, именно дефицит или несформированность последнего может приводить к грубейшим задержкам речевого развития.

Другим очевидным примером служит становление пространственных представлений как целостной функциональной системы. До того, как в обиходе ребенка появятся слова «вниз», «вперед», «голова», «левая рука»... т. е. актуализируется вербальная маркировка пространства (левое полушарие), в правом должны в полной мере сформироваться обобщенный перцептивный образ объекта внешнего пространства.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы заметить, что мы исходили из гипотезы об общей одаренности, связанной с равнозначностью полушарий. Для достижения поставленной цели проводилась работа одновременно по двум направлениям — развитию недоминантного полушария и межполушарных связей. Иными словами, с помощью представленной методики у леворуких детей большее внимание уделяется правой руке, у правшей идет ориентация на левую руку. Одновременно со всеми детьми ведется работа по развитию межполушарных связей.

Опыт работы педагогом показал, что леворукие дети очень отличаются от основной массы — праворуких детей. Теория утверждает, что левши менее развиты, однако, это не совсем соответствует действительности. Напротив, левши, встретившиеся в нашей практике, показали себя детьми с выраженными особенностями, во многих аспектах превосходящими в своем развитии правшей. В ходе работы с ними и возникла идея попытаться правшей и левшей «подтянуть» к амбидекстральности. С этой целью был построен тренажер, полифункциональное пособие, позволяющее развивать недоминантное полушарие и межгемисферные связи.

Рассмотрев все возможные варианты и не найдя подходящих нам, мы обобщили имеющиеся в доступе пособия и тренажеры для кинезиологических упражнений и решили создать нечто новое, полифункциональное, объединяющее различные варианты действий. А, поскольку эта методика предполагала развитие межполушарного взаимодействия, то она получила название «Синергия».

Тренажёр был задуман и построен как символ устремления ввысь, к новым свершениям, к успеху каждого ребёнка, поэтому и получил своё название «Ракета».

Тренажер разборный, состоит из трёх треугольных панелей, соединённых шнуровкой.

Тренажёр для двух рук (вращательный момент) «Ремонтная мастерская»

Пластмассовые болты с гайками. Каждая гайка характеризуется двумя свойствами: формой и цветом.

Предназначен для одновременной работы двумя руками.

E:\IMG_2594.jpg

Тренажёр графический «Космическая карта»

Игровизор для рисования маркером по трафарету. Прозрачный экран с возможностью использования разных трафаретов-вкладышей.

E:\IMG_2596.jpg

Тренажер для развития навыка ориентировки в схеме тела «Давайте пообщаемся»

Набор карточек на магнитах с изображениями положения рук или позы.

Варианты действий: предлагается воспроизвести позу или положение пальцев, рук, а затем поменять их. Могут одновременно выполнять 2–6 человек.

E:\IMG_2598.jpg

Тренажёр для двух рук «Предстартовая подготовка»

8 выключателей, набор карточек с различными изображениями предметов, разной тематики. Варианты действий: двумя руками выбрать два выключателя с заданными картинками. Если картинки под выключателями выбраны правильно, то при одновременном их включении загорается фонарь. Тематика варьируется в зависимости от возраста и индивидуального уровня развития ребенка.

Тренажер для двух или одной рук «Инопланетный гость»

Выполнен из прессованного оргалита и пластика. Игровое поле с вырезанными лабиринтами-дорожками для мелких металлических разноцветных шариков закрыто прозрачным оргстеклом. Две магнитные ручки на шнурках для перемещения шариков по различным маршрутам.

Тренажер для двух или одной рук «Коробка передач»

Две ручки, двигающиеся по несимметричным маршрутам-дорожкам, прорезанным в панели. Варианты действий: одновременное движение ручек вверх или вниз, в разные стороны.

Тренажер для двух рук «Атом»

Закреплённые на панели крючки (6 штук) и всевозможные резинки.

Варианты действий: двумя руками растягивать и надевать на крючки резинку. Для работы можно предложить надевать резинки по определенной схеме, изображенной на карточках.

Тренажёр для двух рук «Трубы для топлива»

Состоит из двух труб одинакового диаметра, принимающей корзинки и набора различных предметов, которые можно двумя руками одновременно взять из корзинки и опустить в трубы. Предметы могут характеризоваться цветом, размером, формой. Задания даются для определенных рук, «правой-левой».

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред.Л. С. Цветковой. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с.
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 304 с.
  3. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб.: Речь, 2005. — 293с.
  4. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия. Под редакцией: Семенович А. В. Ковязина М. С.. — М.: Изд-во Генезис, 2018. — 496 с.
  5. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 95 с.
  6. Семенович А. В. Эти невероятные левши. — М.: Изд-во Генезис, 2007. — 250 с.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.

Похожие статьи

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Похожие статьи

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Методологические подходы в формировании грамматической стороны речи детей в ДОО

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Задать вопрос