Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника
Автор: Хомякова Светлана Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 21.02.2017
Статья просмотрена: 4925 раз
Библиографическое описание:
Хомякова, С. Е. Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11929/ (дата обращения: 16.12.2024).
Экспериментальные психологические исследования свидетельствуют о том, что 2/3 всей информации о партнере по общению, его намерениях исходит от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения. По мнению американский психолога Селже Ф., при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %. Именно паралингвистический аспект, являясь важным компонентом речевой деятельности, обеспечивает мотивацию общения. Невербальные средства позволяют адекватно оценить ситуативные условия общения, личностные особенности партнера и эмоциональный и интеллектуальный подтекст высказывания.
Невербальная коммуникация играет особую роль, когда языковые средства ограничены и недостаточно выполняют функцию общения. В связи с этим исследователи, отмечают наличие особых мимико-жестикуляторных средств и невербальных вокализаций, заменяющих вербальные элементы синтаксической структуры
К кинесическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика и т. д. Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз. Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. По лицам людей ничуть не в меньшей степени, чем по их словам, можно судить об их психологическом и эмоциональном состоянии, например, нервничают ли они, удивлены чем-то, сердятся или радуются. В диалоге даже малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными, и на их основе люди часто выносят самые разнообразные по своему характеру суждения о коммуникативном партнере. П. Экман и его коллега У.Фризен обнаружили, что существует свыше 1000 различных движений лицевых мышц, большая часть которых даже не имеет названий.
Поза также играет важную роль среди жестовых знаков в выражении разнообразных оценок. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию.
Походка является важной составляющей невербального общения. Это манера передвижения, по которой довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. С большой точностью можно узнать по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.
Человеческое общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл, который и ввел термин «проксемика» (что означает «близость»). К проксемическим характеристикам относятся взаимное расположение партнеров в момент общения и дистанция между ними. Каждый человек имеет свою собственную территорию, включающее и определенное воздушное пространство вокруг тела. Обычно люди интуитивно чувствуют оптимальную дистанцию. Любое нарушение интимной зоны человека вызывает бурную реакцию в его организме, состояние напряжения. Изменение расстояния между собеседниками ведет к изменению уровня взаимоотношений. Выяснено, что дистанцирование происходит на бессознательном уровне.
Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов, Большинство людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстрировать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что большинство жестов имеет социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.
Жесты имеют три стадии. Центральной являются стадия реализации, именуемая пиком. Экскурсия готовит движение, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Фазы жеста соотносятся с такими кинесическими параметрами как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой или широтой движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации.
В исследованиях Смирновой Н. И. отмечаются русские жесты, которые могут употребляться самостоятельно. Это жесты прощания, приветствия, привлечения внимания, запрещающие, жесты угрозы, оскорбительные, дразнящие, утвердительные, вопросительные, благодарности, примирения, просьбы, некоторые описательно-изобразительные жесты, жесты одобрения, негативной оценки, иронии и ряд эмоциональных жестов. Практически все указанные жесты могут употребляться как автономные носители значения (кроме подчеркивающих жестов) и легко понимаются в контексте соответствующей ситуации.
Основные функции жестов в коммуникации:
А) функцию регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего (так называемые иллюстративные жесты, сопровождающие многие речевые акты: приветствие, приказы, угрозы и т. д.)
Б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Это так называемые перформативные жесты. К ним принадлежат, например, невербальные просьбы типа поманить пальцем, жесты — вопросы и т. д.
В) коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации, например, жест — приложить палец к губам. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие единицы, как отвернуться, подмигнуть, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и т. д.
Г) репрезентацию внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношение к партнеру по коммуникациям. Основой всех этих жестов является эмоция, а не его физиологическое проявление. Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу, делать большие (круглые. страшные) глаза, топнуть ногой.
Д) дейктическую функцию: пояснение величины или размера какого-то объекта, а также уточнение местоположения лица или объекта.
Е) жестовое комментирование физических действий некоторого лица (например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры поведения за столом).
Ж) риторическую функцию.
К риторическим жестам принадлежат некоторые жесты, с обязательностью сопровождающие речь, т. е. иллюстраторы. Основным назначением риторических иллюстраторов, является не смысловое дополнение речевых сообщений или их фрагментов, а украшение и усиление отдельных аспектов той речи, которую они сопровождают.
Е. А. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения, на основе которой составлялись тесты задания для исследования возможностей детей:
- Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
- Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнера.
- Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.
Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическая активность говорящего человека. Она возникает только тогда, когда человек активно разговаривает с другими людьми (А. Кендон). Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Различные речевые единицы внутри реплики соотносятся с различными движениями рук.
Таким образом, процесс речевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности: речевых органов и движений тела. Также отмечается и определенная связь интонации высказывания с кинетической организацией поведения.
Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности.
Как уже говорилось выше, общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны — вербальную и невербальную.
Доказано, что организация движений, образующих невербальные средства общения, обеспечивается более древними с точки зрения эволюции механизмами. По мнению Горелова И. Н., невербальные компоненты не просто дополняют вербальные акты, а являются первичными составляющими общения, возникающими раньше речевых реализации и способствующими формированию мысли-эмоции. Процесс речевого выражения, по мнению автора, начинается одновременно с жестовым при опережающем внешнем проявлении последнего: вербальная программа высказывания накладывается на предварительно развёрнутую схему невербальных компонентов.
Производство вербальных и невербальных средств функционально дифференцированно между правым («невербальным») и левым («вербальным») полушариями. Левое (условно вербальное) и правое (условно невербальное) полушарие в речевой деятельности взаимодополняют друг друга. Для полноценной речи необходима согласованная работа обоих полушарий, комплиментарность вербальных и невербальных структур.
В современной научной литературе достаточно широко обсуждается вопрос о механизмах рецепции, приемах переработки информации, передаваемой кинетическими средствами. Двухканальный принцип работы мозга проявляется не только в условиях восприятия речи, но и в процессе формирования (порождения) речевого высказывания в форме принципиально разных функций больших полушарий мозга в этом процессе. Разделение мозгом каналов вербальной (собственно речевой), лингвистической и экстралингвистической коммуникации создает различия в акустических средствах и принципах кодирования этих двух видов речевой информации.
В психологии проблема взаимосвязи вербальных и невербальных средств наиболее разработана в рамках общей, когнитивной, социальной психологии и психологии экспрессивного поведения. На сегодняшний день общепризнанными являются несколько положений:
- Сознание представляет собой единство интеллектуального и эмоционального, вербального и невербального.
- Мысль есть экстралингвистическое явление, и она может быть выражена как вербально, так и невербально.
- В основе развития речи лежит не формальная система языка, а коммуникативная потребность, выражающаяся в стремлении к общению.
- Базисом для развития языкового общения являются неязыковые компоненты.
Исследователями описаны несколько способов соотношения невербального поведения и речи, при этом акцентируется внимание на том, что:
‒ невербальные средства выражают то же, что и речь;
‒ предвосхищают значения, переданные речью;
‒ выражают нечто, противоречащее содержанию речи;
‒ связывают содержание высказывание с более глобальными аспектам взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;
‒ акцентируют ту или иную часть речевого сообщения;
‒ заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (поиск подходящего слова и т. п.);
‒ поддерживают контакт между партнерами и регулирует поток речи;
‒ заменяют отдельную фразу или слово;
‒ дублируют содержание вербального сообщения.
Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.).
Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Ориентируясь на интонацию, мимику, позу, жестикуляцию говорящего, слушающий получает возможность понять его эмоции, отношение к ситуации и предмету разговора, войти в смысл высказывания ещё до того, как оно будет реализовано на вербальном уровне.
Роль невербальных средств общения в онтогенезе речи.
Анализ работ по детской психологии и онтолингвистике показывает, что согласно мнению большинства исследователей, предпосылки речи имеют невербальную природу. Так А. Р. Лурия писал, что жест «предшествует слову, затем сопровождается словом, потом сопровождает слово и, наконец, в большей или меньшей степени поглощается словом». Анализ данных о специфике взаимодействия в системе «мать — дитя» в доречевой период показывает, что на ранних этапах онтогенеза мать использует нетипичные для обычного общения невербальные средства (необычные по темпу и ритму движения, преувеличенные выражения лица, более длинные паузы, утрированную интонацию, повышение высоты голоса и др.) Позже появляются символические мимика, жесты, интонация, позы. Взаимодействие со взрослым при помощи невербальных средств общения даёт ребёнку возможность выражать коммуникативное намерение, воплощать коммуникативно-речевую интенцию, репрезентировать своё эмоциональное состояние.
М. И. Лисина доказала, что на доречевой стадии закладываются эмоционально-экспрессивные основы полноценной речевой деятельности. Е. И. Исенина считает, что на основе образно-жестовых средств в деятельности ребенка формируются первые обобщения, благодаря которым слово приобретаем значение и смысл.
Жесты играют важную роль в период дословесной коммуникации и в усвоении речи в раннем онтогенезе, о чем свидетельствуют исследования Лепской А.И, Лисиной М. И., Рузской А. Г. и других.
Рассмотрим, что обусловливает переход от невербальных средств общения к вербальным. В процессе развития ребёнка предметом сообщения становятся не только эмоции и желания, но и указание на действие, предмет или его свойство. У ребёнка формируется некоторая общая программа сообщения. Субъективно менее значимая информация передаётся невербальными средствами, задаётся ситуацией, т. е. остаётся на сенсомоторном уровне. Субъективно более значимая информация вербализуется, но также подкрепляется невербальными компонентами, уточняющими значение слова, передающими эмоциональный аспект, усиливающими выразительность сообщения. Итак, возможность перехода от доминантности невербальных средств общения к вербальным определяется успешностью в овладении невербальными средствами общения. Невербальные компоненты являются фактором, стимулирующим появление и развитие речи. И. Н. Горелов указывает, что невербальные средства общения не исчезают с появлением словесного языка, а «уходят вглубь языкового сознания становящейся личности», образуя «базис для формирования особого языка интеллекта».
A. M. Щетинина, экспериментально исследуя особенности восприятия эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста, пришла к выводу о постепенном формировании данного умения. На протяжении всего дошкольного возраста доля вербальных и невербальных средств общения в коммуникативном тезаурусе ребёнка меняется, но сохраняется взаимосвязь вербальных и невербальных структур.
На основании теоретического анализа можно сделать вывод о том, что адекватное понимание и употребление невербальных средств общения (кодирование — декодирование) во многом обусловливает успешность социального, эмоционального и речевого развития дошкольника.
Литература:
- Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
- Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей /Е. И. Исенина. — Саратов: Изд-во СГУ, 1986. — 163 с.
- Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 151 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — 2-е изд. — М: Изд-во МГУ, 1998.-336 с.
- Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. — М., 1998. — 222с.
- Пиз А. Язык жестов\ Пер. с англ. — Воронеж, 1992. — 218с.
- Щетинина A. M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук психол. наук / Щетинина, Анна Михайловна — Л., 1984. — 16 с.