Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Петлякова, Е. А. Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Петлякова, Е. В. Купрейчик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 16-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9312/ (дата обращения: 22.12.2024).



Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Китайская мудрость

Наглядное моделирование — это показ определенных свойств изучаемого предмета, создание его подобия и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку наглядно представить предлагаемые обстоятельства, научиться осуществлять действия с ними.

Когда дети научатся заменять и конструировать предлагаемые схемы в уме, мысленно представлять явления природы, предметы, действия и определение предметов, то они быстрее смогут составить рассказ по заданной картине. Это помогает лучше развивать у старших дошкольников с ТНР все психические процессы: воображение, мышление, внимание, память, формирует связную речь и лексико-грамматический строй речи.

Цель использования наглядного моделирования:

Объяснить изучаемую тему так, чтобы ребенок понял, усвоил и запомнил ее.

Виды наглядного моделирования:

Предметное. Предметно-схематическое. (Т. Б. Полянская)

Д/И «Слова наоборот»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Согласование в роде, числе и падеже

Вижу кого, (что)?

Пою о ком, (о чем)?

Подарю кому, (чему)?

Дружу с кем, (с чем)?

Согласование существительного с числительным

Согласование с числительными. Согласование числительных с существительными задания. Согласование существительных с числительными задания. Согласование существительных и числительных для дошкольников. Согласование существительных с числительными для дошкольников.

(https://flectone.ru/soglasovanie-s-chislitelniymi.html)

Образование родственных слов

C:\Users\Елена\Desktop\4252be68a84ca320c3805c0b1bab4cf6-800x.jpg

(https://shareslide.ru/)

C:\Users\Елена\Desktop\1486406_4.png

(https://multiurok.ru/files/rabota-s-odnokorennymi-slovami-v-nachalnoi-shkole.html)

Словообразование

C:\Users\Елена\Desktop\slovoobrazovanija-1-768x604.jpg

(https://logoped.name/slovoobrazovanie/)

Мнемосхемы Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой

Словарь прилагательных

Д/и «Слова наоборот

Словарь глаголов

Д/и «Слова наоборот»

Как называется ветка у…?

C:\Users\Рита\Desktop\eo_DYX1CgzQ.jpg C:\Users\Рита\Desktop\VFnvo7XpazE.jpg

Назовите хвойные, лиственные деревья. У какого дерева резные листья? Какое дерево здесь лишнее и почему? Как называется лес, в котором растут одни березы? Назови ласково дерево.

Как называется сок из …?

(https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)

C:\Users\Рита\Desktop\i.jpg

C:\Users\Рита\Desktop\frutifera5.jpg C:\Users\Рита\Desktop\i (2).jpg C:\Users\Рита\Desktop\seminte-cultura-tomate-rosii-hibride-hibrizi.jpg

Как называться суп из…?

(https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)

C:\Users\Рита\Desktop\moloko.jpg C:\Users\Рита\Desktop\znali-sporim-eto-interesno-poznavatelno-kartinki_6993611355.jpg C:\Users\Рита\Desktop\stewpot3.jpg C:\Users\Рита\Desktop\i (3).jpg

Выберите слово, подходящее к слову суп- жарят, парят, варят, пекут, тушат.

Какие каши готовят в детском саду?

С чем испекли пирог? Пирог с … — это… пирог.

( https://flectone.ru/plan-na-temu-fruktiy.html)

C:\Users\Рита\Desktop\i (4).jpg C:\Users\Рита\Desktop\i (5).jpg C:\Users\Рита\Desktop\i (8).jpg

«Чей клюв»?

C:\Users\Рита\Desktop\5501.jpg C:\Users\Рита\Desktop\vorona_karkaet_1.jpg C:\Users\Рита\Desktop\84829330_3503277_24d00cab11ba.jpg

Кто изображен на картинках?

Чем птицы отличаются от животных?

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Назвать всех птиц во множественном числе.

Какая из этих птиц ведет ночной образ жизни?

Чей глаз, ухо, нос?

C:\Users\Рита\Desktop\20122909014554.jpg C:\Users\Рита\Desktop\Animals___Wild_cats__040549_29.jpg

Назвать хищное, травоядное животное. Какие животные есть из сказок «Теремок», «Колобок».

Работа над предлогами

Предлоги

Инновация применения наглядного моделирования с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

  1. Детям с ТНР трудно долго концентрировать внимание на определенном предмете. Применение наглядного моделирования помогает решить эту задачу.
  2. Предлагаемые схемы помогают лучше развить психические процессы: воображение, мышление, внимание, память.
  3. Когда дети научаться применять графические схемы на занятиях, им легче будет отделять главное от второстепенного и быстрее построить связный рассказ по лексической теме, и поможет сформировать старшим дошкольникам все лексико-грамматические категории.

Литература:

  1. Гомзяк О. С. Комплект учебно-методических пособий «Говорим правильно»
  2. Арушанова А. «Формирование грамматического строя речи дошкольников» Дошкольное воспитание-1997
  3. «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., 2007.
  4. Сапогова Е. Е. «Развитие воображения дошкольника. Психолог в детском саду» — 1998
  5. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. № 1
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2007.
  7. Агаева Е. Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования». — Москва,1984.
  8. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — Москва, 1988.
  9. Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника» (Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду) — Москва, 1979
  10. Жукова Н. С. «Формирование устной речи» — Москва, 1994.
  11. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1991 — сост. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
  12. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л. С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.
  13. Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989 г.
  14. Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (логопедическая тетрадь). — С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.
  15. Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2004 г.

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Задать вопрос