Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста
Автор: Осипова Любовь Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2015
Статья просмотрена: 341 раз
Библиографическое описание:
Осипова, Л. Б. Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста / Л. Б. Осипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8621/ (дата обращения: 16.12.2024).
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.
Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.
Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Учитывая несформированность процесса развития связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.
Метод моделирования был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.
Игра «Кораблики» позволяет детям, учится располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их; учится употреблять предлоги. Дошкольникам предлагается составить предложения и расставить кораблики по порядку. Условные обозначения: пароход — заглавное слово, имя; кораблик — слово; спасательный круг — предлог. Кораблики можно заменить и другими опорными предметами, по усмотрению педагога.
В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому ее можно использовать в развивающей и коррекционной работе с детьми от 3 до 7 лет. Дети учатся составлять предложения различного типа. При составлении дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному:
1 — существительные (изображение женщины означает — женщина, мама, тетя и т. п.);
2 — глаголы — действия объекта (изображение иглы означает — шить, вышивать, штопать и т. д.);
3 — прилагательные (описание предмета);
Целью опорной схемы «Опиши животное» является, формирование умения составлять описательный рассказ. Предварительно с детьми проводиться работа о том, как пользоваться схемой: о каком животном будет идти речь; внешний вид; домашнее или дикое животное; где живет; чем питается; как называются детеныши; как подает голос; какую пользу приносит человеку. Опорные схемы могут быть, так же по всем лексическим темам.
«Загадки-описания» учат детей по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано. Детям также предлагается составить загадки-описания, что позволяет закрепить умение самостоятельно действовать.
При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать условные наглядные схемы в виде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Также можно использовать фотографии, сделанные предварительно на прогулке с детьми (с изображением природных явлений, действий детей, педагогов, родителей), красочные картинки (с изображением объектов, действий, о которых будет идти речь). В некоторых случаях я использую опорные карточки, которые с помощью тактильных ощущений помогают ребенку описать, например, фрукты и овощи (персик — бархатная карточка с бархатной поверхностью, киви — шероховатая карточка, помидор — карточка с гладкой поверхностью). Все это помогает усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.
Так же, в своей работе я использую «картины-трансформеры». В этом пособии предложены шесть фоновых и восемь объективных картин, которые путем простой трансформации легко превращаются в наглядную базу для составления рассказов. Для этого изображения людей и животных накладываются (по одному или по два) на выбранный фон леса, дачного участка и т. п. Затем предлагается ребенку придумать: почему, стоя на пляже, женщина смеется или почему мужчина, находясь в лесу, удивляется, из-за чего девочка, пришедшая на кухню, расплакалась, а мальчик, оказавшийся на дачном участке, испугался и пр. При необходимости ребенку предлагаются свои варианты, обсуждается план изложения, отбираются языковые средства (слова и выражения), которые ребенок будет использовать во время рассказа. В результате различных комбинаций действующих лиц на каждом из шести фонов можно получить более 70 сюжетных картин.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ, используя до восьми — десяти наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки. У детей формируется творческое воображение, внимание, память, мышление, инициативность, интерес к составлению рассказа.
Литература:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2004.
2. Литвин Н. В. Моделирование — эффективная педагогическая техно-логия в работе с детьми, имеющими ОНР. — //Педагогическое обо-зрение, 2007, № 1.
3. Макарова В. Г. Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР. — //Педагогическое обозрение, 2007, № 1.
4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Под общ.ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.