Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Осипова, Л. Б. Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста / Л. Б. Осипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8621/ (дата обращения: 16.12.2024).

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Учитывая несформированность процесса развития связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.

Метод моделирования был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

Игра «Кораблики» позволяет детям, учится располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их; учится употреблять предлоги. Дошкольникам предлагается составить предложения и расставить кораблики по порядку. Условные обозначения: пароход — заглавное слово, имя; кораблик — слово; спасательный круг — предлог. Кораблики можно заменить и другими опорными предметами, по усмотрению педагога.

В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому ее можно использовать в развивающей и коррекционной работе с детьми от 3 до 7 лет. Дети учатся составлять предложения различного типа. При составлении дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному:

1 — существительные (изображение женщины означает — женщина, мама, тетя и т. п.);

2 — глаголы — действия объекта (изображение иглы означает — шить, вышивать, штопать и т. д.);

3 — прилагательные (описание предмета);

Целью опорной схемы «Опиши животное» является, формирование умения составлять описательный рассказ. Предварительно с детьми проводиться работа о том, как пользоваться схемой: о каком животном будет идти речь; внешний вид; домашнее или дикое животное; где живет; чем питается; как называются детеныши; как подает голос; какую пользу приносит человеку. Опорные схемы могут быть, так же по всем лексическим темам.

«Загадки-описания» учат детей по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано. Детям также предлагается составить загадки-описания, что позволяет закрепить умение самостоятельно действовать.

При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать условные наглядные схемы в виде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Также можно использовать фотографии, сделанные предварительно на прогулке с детьми (с изображением природных явлений, действий детей, педагогов, родителей), красочные картинки (с изображением объектов, действий, о которых будет идти речь). В некоторых случаях я использую опорные карточки, которые с помощью тактильных ощущений помогают ребенку описать, например, фрукты и овощи (персик — бархатная карточка с бархатной поверхностью, киви — шероховатая карточка, помидор — карточка с гладкой поверхностью). Все это помогает усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Так же, в своей работе я использую «картины-трансформеры». В этом пособии предложены шесть фоновых и восемь объективных картин, которые путем простой трансформации легко превращаются в наглядную базу для составления рассказов. Для этого изображения людей и животных накладываются (по одному или по два) на выбранный фон леса, дачного участка и т. п. Затем предлагается ребенку придумать: почему, стоя на пляже, женщина смеется или почему мужчина, находясь в лесу, удивляется, из-за чего девочка, пришедшая на кухню, расплакалась, а мальчик, оказавшийся на дачном участке, испугался и пр. При необходимости ребенку предлагаются свои варианты, обсуждается план изложения, отбираются языковые средства (слова и выражения), которые ребенок будет использовать во время рассказа. В результате различных комбинаций действующих лиц на каждом из шести фонов можно получить более 70 сюжетных картин.

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ, используя до восьми — десяти наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки. У детей формируется творческое воображение, внимание, память, мышление, инициативность, интерес к составлению рассказа.

 

Литература:

 

1.                  Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2004.

2.                  Литвин Н. В. Моделирование — эффективная педагогическая техно-логия в работе с детьми, имеющими ОНР. — //Педагогическое обо-зрение, 2007, № 1.

3.                  Макарова В. Г. Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР. — //Педагогическое обозрение, 2007, № 1.

4.                  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Под общ.ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.

5.                  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, связное высказывание, дачный участок, дошкольный возраст, животное, общее недоразвитие речи.

Похожие статьи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста