Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Майстрова, Е. А. Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи / Е. А. Майстрова, М. Ю. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57780/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слов: дети с общим недоразвитием речи, рассказывание, наглядные опоры.

The article presents the results of a study of the level of development of storytelling in children with general speech underdevelopment.

Keywords: children with a general underdevelopment of speech, storytelling, visual support.

Речь человека является одной из сложных высших психических функций. Способность использовать правильной речью, красиво и грамотно формулировать свои мысли и выражать их является обязательным требованием для всестороннего развития личности ребенка. В настоящее время факт стремительного роста числа детей с различными речевыми нарушениями неоспорим. Зачастую у детей наблюдается нарушение всех компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Одним из наиболее стойких речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Т. Б. Филичева отмечает, что общее недоразвитие речи — это сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне [4].

Важной задачей при общем недоразвитии речи является формирование и совершенствование связности и цельности высказывания посредством обучения рассказыванию детей с использованием различных наглядных опор. Данная проблема актуальна в наше время, так как дети с таким нарушением отстают в овладении навыками связной монологической речи. Их высказывание характеризуется фрагментарностью, отмечаются трудности в последовательности изложения. Сложнее всего детям с общим недоразвитием речи дается рассказывание по памяти и составление творческих рассказов.

Проблемой обучения составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т. А. Ткаченко (описала методику использования схем и моделей при обучении составлению описательных рассказов), Н. С. Жукова (разработала приемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи), Е. М. Мастюкова (разработала систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития), Н. В. Нищева (методика обучения детей рассказу по серии картинок), И. Н. Лебедева (представила модель обучения дошкольников рассказыванию по картинке), В. К. Воробьева (описала методику составления рассказов по серии сюжетных картинок) и другие ученые.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Эффективность работы над формированием рассказов у детей с общим недоразвитием речи зависит от своевременного его начала, а также от правильного выбора метода коррекционного обучения. Учитывая особенности составления рассказов детьми, можно сказать, что при работе с данной категорией детей важно использовать наглядность. Наглядный образец является стимулятором детского речевого творчества. Благодаря данному методу дети начинают самостоятельно составлять рассказы.

Мы провели исследование способности составлять рассказы у детей 5–6- лет в количестве 10 человек, посещающих МБДОО детский сад комбинированного вида № 9,, Красная Шапочка” г. Брянска. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у детей логопедический диагноз общее недоразвитие речи (III уровень).

Нами изучено состояние рассказывания у детей по методике Ушаковой О. С., которая включает в себя следующие направления обследования: анализ текста с позиций связности; придумывание рассказа ребенком; придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

В ходе обследования детям предложены 6 заданий. Результаты обследования представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты обследования рассказывания удетей 5–6- лет собщим недоразвитием речи (III уровень) (%)

Задания

Результаты изучения состояния рассказывания

Уровень развития рассказывания

Высокий

Средний

Низкий

Анализ литературного текста.

70

20

10

Анализ целостности структуры рассказа.

20

70

10

Построение повествовательного рассказа.

30

40

30

Построение рассказа по серии сюжетных картинок при заданном начале и конце.

30

60

10

Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка завершать рассказ.

20

70

10

Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка строить рассказ при произвольном предъявлении картинок.

20

60

20

Проанализировав в ходе эксперимента все полученные данные нами была составлена диаграмма уровня сформированности рассказывания детей с общим недоразвитием речи.

Рис. 1. Уровни сформированности рассказывания у детей 5–6- лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

Преобладающее количество детей с общим недоразвитием речи имеют средний уровень сформированности рассказывания — 53 % (5 детей). Низкий уровень сформированности рассказывания показали 16 % детей (2 ребёнка). Высокий уровень сформированности был выявлен у 31 % детей (3 ребёнка).

В ходе выполнения качественного анализа данных можно отметить следующее:

1) Рассказы, составленные детьми небольшие по объему.

2) Дети не отмечают второстепенные признаки при составлении рассказа.

3) Отмечаются трудности в связи предложений между собой.

4) Высказывания детей наполнены паузами и повторами.

5) Дети испытывают трудности в программировании связного высказывания.

Полученные данные показали необходимость проведения логопедической работы. В процессе коррекционной работы были использованы различные наглядные опоры. Наиболее эффективным, на наш взгляд, оказалось использование анимированного коллажа, сделанного на основе схем Т. А. Ткаченко. Коллаж служит зрительным планом для составления связного и последовательного рассказа. Также можно отметить, что использование анимированного коллажа в коррекционной работе вызывает интерес у детей и способствует концентрации их внимания.

По результатам проведенной работы с детьми с общим недоразвитием речи по обучению рассказыванию посредством использования наглядных опор можно отметить, что рассказы детей стали достаточно информативными, связными и последовательными. Важно отметить существенное увеличение объема составляемых рассказов и усложнение структуры используемых фраз. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Проcвещение, 1981. 256 с. http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174–59.shtml (15.01.2019.)
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Коррекционно-развивающая программа формирования навыков связной речи; Диагностика; Практические рекомендации: Учебное пособие для вузов. М.: изд. АСТ. 2009. 160с.
  4. Филичевой Т. Б. Логопедия: теория и практика. Москва: Эксмо, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, III, построение рассказа, рассказ, рассказывание детей, анимированный коллаж, картинка, придумывание рассказа, рассказывание.


Ключевые слова

дети с общим недоразвитием речи, рассказывание, наглядные опоры

Похожие статьи

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР

В статье авторы предлагают использовать при работе с детьми с общим недоразвитием речи такой приём, как игровая образовательная ситуация.

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Похожие статьи

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР

В статье авторы предлагают использовать при работе с детьми с общим недоразвитием речи такой приём, как игровая образовательная ситуация.

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Задать вопрос