Обучение учащихся младших классов составлению рассказов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Шангареева, О. Б. Обучение учащихся младших классов составлению рассказов / О. Б. Шангареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/497/108966/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема нарушений связной речи у младших школьников одна из самых актуальных в современной логопедии. По мнению таких исследователей, как Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, от уровня речевого развития зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Высказывания учащихся с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи характеризуются бедностью, стереотипностью синтаксического оформления речи, использованием преимущественно малораспространенных предложений. При составлении рассказов они не могут полно и точно излагать свои мысли. Необходимо помочь ребёнку с раннего возраста научиться красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли, находить главную мысль суждения.

С целью выявления умений и навыков составлять рассказы была использована методика Лалаевой Р. И. «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [2]. По результатам диагностики рассказы учеников 3-х классов можно разделить на 3 уровня.

Низкий уровень — неумение составлять рассказ с опорой на наглядность и ключевые слова, рассказ фрагментарного характера неадекватного замыслу;

Средний уровень — составление небольшого рассказа, с пропусками смысловых звеньев, простыми малораспространенными предложениями;

Достаточный уровень — умение составлять полный и связный рассказ адекватный замыслу с использованием различных типов предложений.

На начало учебного года в группу с низким уровнем сформированности навыка связного высказывания вошли 4 ученика, (25 %). В группу детей со средним уровнем вошли 12 человек (75 %). В группу детей с достаточным уровнем, не было выявлено ни одного ученика и показатель достаточного уровня составил 0 %.

Для решения данной проблемы в своей работе использую различные методы. Их последовательность выбрана не случайно, в основу заложен принцип поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев). Сначала с опорой на серию сюжетных картинок, затем на сюжетную картину, далее на мнемотаблицы, и лишь потом переходит к составлению рассказа по опорным словам. Постепенно переходим от одного этапа к другому, т.е от простого к сложному.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: научить строить связные сообщения: последовательно излагать произошедшие события, отражать причинно-следственные связи, определять основную мысль и выбирать лингвистические средства, необходимые для составления рассказа.

Сначала логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, затем восстановить последовательность событий, т. е. разложить картинки в правильном порядке. Ответить на вопросы, кто? или что? на них изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа (по сюжету). Озаглавь каждую картинку. Подобрать к «главным» словам: синонимы, сравнения, образные слова и выражения, слова-действия, слова-признаки. Составить опорные словосочетания и предложения по каждой картинке. Составь рассказ, используя, опорные слова, словосочетания и предложения.. Вначале предлагается серия из 3-х, а затем, из 4-х, 5-ти, 6-ти картинок.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цель: научить планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства.

Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, выделить изображение первого плана, а затем заднего, а также, детали дополняющие картину происходящего. Ответить на вопросы, кто? или что? на них изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа (по сюжету). Логопед направляет внимание ребёнка на форму высказывания, побуждая его к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам.

Составление рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: научить выделять главные смысловые звенья сюжета рассказа с использованием мнемотаблиц.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть условно-наглядную схему предметов, действий, явлений и др. Далее происходит перекодировка информации (соотнесение образа с предметом, действием, признаком). Затем ребенок составляет предложения по каждой мнемосхеме. Вначале ребенку предлагается вариант составления одного и более предложений с использованием данного приёма. А когда ребенок самостоятельно научится работать с условно-наглядной схемой, можно переходить к составлению рассказа.

Составление рассказа по опорным словам

Цель: научить составлять рассказ с опорой на ключевые слова.

Эта работа подразумевает активизацию и обогащение словаря учащихся. Словарная работа проводиться в такой системе: введение новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.); подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.); включение в рассказ фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов — разлилась; спит как убитый — крепко); усвоение сочетаемости слов.

Использовать данные методы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и групповых.

К концу года в группу с низким уровнем вошел 1 ученик (6 %), что на 19 % ниже прежнего показателя. Группа детей со средним уровнем составила 11 человек (69 %) и показатель снизился на 6 %. Если на начало учебного года не было выявлено ни одного ученика и показатель достаточного уровня составил 0 %, то к концу года составил 4 ученика и вырос на 25 %.

Сравнительный анализ результатов, полученных до и после коррекционной работы представлен в мониторинге состояния сформированности умений и навыков составления рассказа у учащихся 3-х классов на 2012–2013 г. (рис 1)

Мониторинг состояния сформированности умения и навыков составления рассказа у учащихся 3-х классов МБОУ НОШ № 1 пос. Эльбан

Рис. 1 Мониторинг состояния сформированности умения и навыков составления рассказа у учащихся 3-х классов МБОУ НОШ № 1 пос. Эльбан

Опыт показывает, что в результате кропотливой коррекционной работы отмечается заметное продвижение детей с речевой патологией в овладении навыками составления рассказа. Это выражается в увеличении объёма высказываний, в усложнении структуры предложений, существенном улучшении связности, последовательности повествования, правильном использовании лексико-грамматического оформления высказывания, в повышении самостоятельности детей при составлении рассказа. А положительные результаты обучения детей составлению рассказа свидетельствуют об эффективности используемого метода. А значит, имеется тенденция положительного прогноза к повышению качества усвоения учебной программы в целом.

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте М.: Просвещение, 1991.
  2. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М., 2004
  3. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) М.: Классик. стиль, 2003.
  4. Ястребова, А.В., Бессонова, Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) М.: «Когито-Центр», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): составление рассказа, достаточный уровень, группа детей, рассказ, уровень, картинка, Мониторинг состояния, навык составления рассказа, предложение, сюжетная картинка.


Задать вопрос