Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Помазкова, Н. А. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы / Н. А. Помазкова, О. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9105/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече-двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Нарушения речи в той или иной степени влияют на различные стороны жизни ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. В свою очередь, все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Как отмечает Н. С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохраненной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е. Б. Струнина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, В. П. Глухов, О. Б. Иншакова и многие другие.

Методики разных авторов имеют схожую структуру, которая включает в себя:

        пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа; незнакомой сказки);

        составление рассказа:

а)      по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа;

б)     по сюжетной картинке;

в)      на основе личного опыта.

Методика 1.Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?").

Методика 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).

Методика 3.Выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Методика 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Методика 5.Составить рассказ на основе личного опыта — имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Методика 6. Составить описательный рассказ.

Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Но работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

       логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

       воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основная задача коррекционной работы педагогов — научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Работа по данной задаче ведется во всех режимных моментах.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

В процессе НОД используются подвижные физминутки, речевые, пальчиковые игры, которые способствуют развитию речи, развитию координации движений, а так же направлены на автоматизацию поставленных звуков.

Подготовка к прогулкам, а так же прогулки дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:

Во-первых, косвенным образом идет влияние на общее интеллектуальное и умственное развитие ребенка; во-вторых, решается задача по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого мы проводим после тихого часа бодрящую гимнастику.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, а все это благотворно влияет на развитие речи дошкольника.

Таким образом, благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано. Т. к. предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребенка именно в тот момент, когда речь идет, к примеру, об автоматизации поставленного звука, либо отработка грамматического строя речи или же развитие связной речи по средствам составления развернутого рассказа по серии сюжетных картин. (6 слайд — работа у зеркала)

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь — показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированная работа воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Развивая речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, формируя творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, помогая пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, мы тем самым помогаем ребенку стать эмоциональным, творческим, артистичным, всесторонне развитым — талантливым малышом!

 

Литература:

 

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань., 2003. 656 с.
  2. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — № 3. — с.13–24.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.- 2-е изд., испр., и доп. — М.: АРКТИ, 2004.
  4. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед-вузов — М.: «Просвещение», 1969. -310с..
  5. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004.
  6. Жукова Н. С.,Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011.
  7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -416 с
  8. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982.-128 с.
  9. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
  10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — 3-е изд. — М.: Смысл; СПб.:Лань, 2003. — 287с.
  11. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.
  12. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. -96с.
  13. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1981
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1978. -223 с.
  15. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: «Просвещение», 1976.
  16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. — 112
  17. Филичева Т. Б. и др. основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)"/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — 223с.
  18. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, дошкольный возраст, обучение детей, детский организм, звуко-буквенный анализ, личной опыт, родной язык.

Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Похожие статьи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)