Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР
Автор: Валуйских Анастасия Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 24.08.2021
Статья просмотрена: 276 раз
Библиографическое описание:
Валуйских, А. В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР / А. В. Валуйских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16646/ (дата обращения: 16.12.2024).
Главные задачи обновления российского образования — это повышение его качества, доступности и эффективности. Что позволяет изменить не только структурные и организационно-экономические направления, но и ведет к модернизации содержания образования.
Первая ступень общего образования — это начальная школа. Основным направлением начального общего образования является формирование общеучебных навыков и умений, уровень освоения которых в значительной мере определяет эффективность последующего обучения. Развитие речевой деятельности младших школьников происходит на всех этап обучения: и математики, и естествознания, и музыки, и др.
Актуальность проблемы формирования связной речи у младших школьников является в том, что речь неотъемлемый компонент любой детской деятельности. Отрицательное воздействие на развития и социализацию младшего школьника оказывает несформированность или недоразвитие связной речи.
Диагностика устной и письменной речи выявила проблемы в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Результаты диагностики показали, что из 12 (100 %) детей с ОНР младшего школьного возраста, у 6 детей (50 %) отмечен низкий уровень развития связной речи, у данной категории детей нарушены различные компоненты связной речи: при составление рассказа по картинке наблюдается выпадание смысловых звеньев, значительное искажение смысла, или рассказ не завершен, наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, нестандартное использование лексических средств, раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам [2].
Работая с младшими школьниками с различными речевыми патологиями и сталкиваясь с трудностями в их обучении, логопеду приходится искать дополнительные средства, которые направляют, облегчают и систематизируют процесс усвоения школьниками нового материала. К одним из таких средств относится метод — наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования позволяет младшему школьнику зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Что значительно влияет на развитие связной речи первоклассников, так как мыслительные задачи у них решаются с большим влиянием внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше вербального. Применение наглядного моделирования способствует уточнению представлений младших школьников, развитию активности и самостоятельности в усвоении и передачи ими информации; а так же вызывает интерес, это позволяет сконцентрироваться на занятиях; что ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, младший школьник учится видеть главное, систематизировать полученные знания [3].
В процессе реализации метода наглядного моделирования младшие школьники знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разного характера: геометрические фигуры; мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; символические изображения предметов; планы и условные обозначения, которые используются в них; опорные схемы; карточки-символы и т. д.
При отборе методов и приемов коррекционно-развивающей деятельности по формированию связной речи применялись общепринятые основные положения логопедической работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, которые были дополнены специфическим содержанием, имеющим коррекционную направленность.
В коррекционной деятельности делали упор на методику, предложенную В. К. Воробьёвой. Работа проводилась поэтапно:
1 этап. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию образцов связной речи. Цель — научить младших школьников сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с разными вариантами ненормированной речи.
Занятия, которые направлены на формирование ориентировочной основы действий по узнаванию рассказа. Сравнительные речевые упражнения на этом этапе предлагают разнообразные варианты карточек, в наглядной форме показывающие те ориентиры, на которые опирались школьники в процессе работы над заданием. В тренировочных упражнениях младшие школьники решают познавательные задачи, которые определяются в выборе рассказа на основе сравнения его содержания с сюжетом, который изображен на картинках.
2 этап. Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста. Цель: познакомить младших школьников с правилами — закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого ответа.
Проводятся занятия, направленные на формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста. Для наглядности смысловая структура цепного рассказа изображалась в виде графической схемы. Данный способ графической записи помогает наглядно продемонстрировать главное правило смыслового соединения предложений в повествовательном рассказе через повтор предметных значений [4].
Проводились следующие упражнения: — обучение составлению рассказа при помощи текстов цепной организации. Цель: знакомство со смысловой программой рассказа. Младшим школьникам была дана следующая инструкция: «Попробуем записать этот рассказ в виде схемы. Первый квадрат — это слово в предложении. Стрелка — действие. Второй квадрат еще одно слово. Получается предложение. В нашем тексте 8 предложений».
3 этап. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи. Цель: закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи, переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.
В качестве регулятора процесса связного говорения младшим школьникам раздают ориентирующие карточки, на которых представлен порядок действий по построению связного высказывания различной смысловой структуры. Проводятся упражнения: составление творческого рассказа описательной направленности на тему «Поход в музей» с помощью схемы-модели. Цель: способствовать формированию у младших школьников навыков построения связного целостного описательного рассказа.
4 этап. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения. Цель: обучить младших школьников правилам составления более сложного, состоящего из нескольких смысловых частей текста. Для решения поставленной цели было проведено упражнение «Моделирование смысловой программы рассказа «Случай в лесу». Графическая запись внутренней структуры изучаемого текста осуществляется при помощи цветных картинок, фигур, стрелок, опорных слов и словосочетаний. В результате такого анализа выстраивается схематическая модель текста. На основе такой графической модели дети делают вывод о том, что необходимо рассказать о двух фрагментах события, т. е. в рассказе есть две части. Так в речемыслительной деятельности выстраивается полная наглядная модель рассказа, на которую опираются школьники в процессе рассказывания [5].
Таким образом, введение метода наглядного моделирования в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать связную речь младших школьников, обогащать их активный лексический запас слов, закреплять навыки словообразования, формировать умение применять в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, т. е. развивать и совершенствовать связную монологическую речь.
Литература:
- Антонова, О. А. Особенности состояния монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / О. А. Антонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2018. — С. 1–5.
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Издательство: М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. -2016.
- Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.:
- Ишимова, О.А., Шаховская С. Н., Алмазова А. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. — 126 с.