Использование фольклора Белгородского края как средство этнохудожественного воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 06.03.2019

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Астахова, О. Ф. Использование фольклора Белгородского края как средство этнохудожественного воспитания дошкольников / О. Ф. Астахова, О. В. Мухартова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4016/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому задача воспитателя — способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства как части культуры России. Дополняют данную задачу перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его следующим поколениям.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Детский музыкальный фольклор — особая область народного творчества, результат своеобразного детского мышления и восприятия, во многом обусловленного уровнем и состоянием народных традиций.

Детский музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому музыкальный руководитель и выбрала главной задачей своей деятельности — обогащение и развитие творчества детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

В статьях Белгородского фольклориста, композитора, заслуженного работника культуры Российской Федерации И. И. Веретенникова «Ребенок, оперируя многообразными музыкальными средствами, выступает как творческая личность, создает музыку. Очень важно в музыкальном воспитании ребенка обращение к родной, традиционной песенной культуре», и одним из принципов, заложенного в фольклоре, является «участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо от степени одаренности, и тесная связь творчества с повседневной жизнью, семьей, бытом детей»

Бесспорна и педагогическая мудрость педагогов философов: К. Д. Ушинского, Г.Н Волкова, В. А. Сухомлинского, которые высоко ценили духовно-нравственный опыт своего народа и утверждали, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно целесообразно и гармонично, и строится на глубокой связи с психологией, культурой, традициями своего народа.

Проведение с детьми занятий, содержащих элементы детского музыкального фольклора, обязательно сопровождается изучением особенностей традиций Белгородского края, обычаев предков, живущих в нашем регионе. На начальном этапе работы с детьми даются понятия «народный» и «фольклорный», раскрываются различия между данными определениями.

Опыт сценического освоения традиционной культуры края приобретается ребятами через концертные выступления, участие в народных праздниках, проводимых в детском саду, на территории поселения, в доме культуры, в детской школе искусств. При сотрудничестве с данными учреждениями проводятся многочисленные фольклорные праздники, гуляния «Рождественские святки», «Масленица», «Святая Троица», «Сороки», «Михайлов день» (престольный праздник), «Осенины».

Во время подготовки к праздникам, для сохранения более точных традиций проведения праздников, с детьми разучиваются детские народные и фольклорные песни Белгородского региона (диалогические, песни с припевом, кумулятивные, песенки-перегудки, колыбельные и игровые песни, беседные песни); календарные песни; заклички, приговоры; потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки, потешки, колядки, веснянки, заклички, частушки); игровой фольклор (игры, считалки). Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», плясовые-карогодные песни «Матаня», «Барыня», «Акулинка»)

С помощью специальных упражнений, попевок, у детей старшего дошкольного возраста развиваются певческие навыки: светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция. При этом обращается внимание дошкольников на естественно-речевой посыл звука, координацию пения с подтанцовыванием или игрой на народных музыкальных инструментах, что вело к приобретению начальных навыков импровизации. Освоив народную манеру песенного исполнения, дети с удовольствием выступают на праздниках, эмоционально передавая образное содержание песни.

Большим творческим стимулом для детей является сочетание хореографического движения с пением, так как в движении происходит более быстрый процесс усвоения нового материала. Поэтому отдельным направлением в работе с детьми является изучение элементов хореографии Белгородского региона: танцы, хороводы, карагоды. Детям показываются положения рук (на уровне груди и плеч обе руки, ниже пояса, выше головы), движения ног («скользящий» шаг, «шаркающий», «переменный»), перестроения (танок «вилек», танок «стенка на стенку», танок «у рядок», танок «парами»).

Наблюдая за бытованием фольклора среди детей, следует отметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Аналогичным образом воспроизводятся также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование которых помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки.

Чтобы детям было интересней исполнять народные песни, проводятся беседы с доходчивыми и понятными им рассказами о них, с использованием иллюстраций, репродукций картин художников, творений народных умельцев.

На занятиях детям рассказывается о том, что народные и фольклорные песни поются не только с инструментальным сопровождением, но и акапельно (без музыкального сопровождения). Вместе разучивается ряд песен: «Ладушки», «Совушка». Кроме этого детям рассказывается и о беседных песнях, которые также поются акапельно, а в старину сопровождали работу («Рябинушка», «Травушка-Муравушка»).

Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Приглашенные к ребятам гости: бабушка, дедушка, красная девица — ведут живой рассказ о народном празднике, который сопровождается исполнением песни, обряда, проведением (разучиванием) игры, что усиливает эмоциональную реакцию детей на увиденное и услышанное.

На посиделках с детьми не только разучиваются песни, водятся хороводы, игры, но и изготавливаются разные предметы, которые необходимы для праздника. Оформляя интерьер русской горницы предметами старины (развлечение «В гостях у бабушки Арины»), изготавливаются открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким людям.

К каждому празднику подбираются театрализованные мини-спектакли, в которых актерами являются сами дошкольники. Так, к «Осенинам» готовили музыкальную постановку сказки-песни «Репка» на основе русской народной песни «Барыня».

Освоение с детьми игр-драматизаций так же способствовало постепенному расширению игрового опыта детей. Реализация данной задачи достигалась последовательным усложнением игровых заданий, игр-импровизций, игр-драматизаций, в которые включался ребенок. Например: игра-импровизация по текстам коротких народных сказок, ролевой диалог героев народных сказок «Заюшкина избушка», «Три медведя», инсценирование фрагментов сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса»; игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам «Колобок», «Курочка Ряба».

Гармоничное соединение движений и рифмованной речи привело к тому, что дети научились выразительно говорить, точно воспроизводить музыкально-ритмические движения, сопровождающие песню-сказку.

Дети знакомятся и с обрядовым фольклором Белгородчины. Практический материал — игры, песни, танцы — подбираются в соответствии с народным календарем, который соответствует четырем временам года.

Обряд есть действие, сопровождающие важные моменты жизни человека. Поэтому детям рассказывается, что на Белгородчине существует два вида обрядов — календарно-земледельческого круга и семейно-бытовые.

Так, осенью дети знакомятся с песнями о труде: «Серпы золотые» — жнивная, «Восенушка — осень» — осенинная, «Ой, ниточка» — шуточная, «Уж ты, прялица» — плясовая. Рассказывается им о том, когда эти песни пелись, в какие моменты, т. е. формируются представления детей не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.

Одним из важнейших земледельческих обрядов края считается обряд зимних Святок. Ребятам он особо интересен. Дети знакомятся с пением рождественских колядок, наряжаются в костюмы животных, мифологических персонажей — Коляду, Овсень, имитируют гадания, ходят по группам, поздравляя всех воспитанников и сотрудников ДОУ с зимними Святками. Хозяева одаривают колядовщиков сладостями, что вызывает у детей неподдельный восторг, а вместе с этим приобщает их к истокам духовности родного края.

Активным этапом освоения народного творчества является обучение дошкольников народному пению на традициях Белгородчины. Дети знакомятся со спецификой белгородского певческого звука: «Звук должен быть ярким, полетным — как ширь полей родной Белгородчины, высоким, звонким — как голубой шатер неба», манерой пения. Прослушивая в аудиозаписи песни Белгородско-Воронежского региона, дети обучаются народному пению. Освоив народную манеру песенного исполнения, дети с удовольствием выступают на праздниках, эмоционально передавая образное содержание песни.

Важную роль на всех этапах работы с детьми играет проведение индивидуальной работы с детьми по преодолению трудностей в песенном творчестве, детей с низким уровнем развития воображения или недостаточно развитыми певческими навыками. Для этого проводится 8 занятий (2 раза в неделю). Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть — творческое задание, 2 часть — развитие песенных навыков. Например, для развития творчества детей проводится игра «Весело и грустно» с целью научить детей различать веселую, задорную мелодию и грустную, печальную и сопоставлять с изображением грустных и веселых животных и детей.

Эффективным в индивидуальной работе с детьми оказались рассказы на развитие воображения, они способствовали по различным небывалым и неправдоподобным описаниям накопить в воображении детей определенный «багаж» фантастических образов, чтобы в последующем они могли представить свой образ любого нового и небывалого предмета или явления.

Индивидуальные упражнения «Исполнение песни по фразам» способствует тому, чтобы ребенок не стеснялся петь всю песню целиком, так как с низким уровнем певческих навыков это сделать сложно, но спеть одну музыкальную фразу, чисто интонируя, вполне доступно. Также это помогло устранить страх перед пением и снять стереотип непоющего ребенка.

Пение попевок: «Сей, сей горох» (на одном звуке), «Гармошка» (на двух звуках), «Бубенчики» (на трех звуках) помогали постепенно расширить диапазон голоса детей и подвести голосовой аппарат к возможности воспроизводить скачкообразные мелодии.

Таким образом, формирование целостного восприятия народной культуры Белгородского края отражается в знаниях и умениях, которые дошкольники демонстрируют и проявляют на практике. Занятия по приобщению детей к культуре русского народа, изучение элементов детского музыкального фольклора и народные праздники помогают дать детям не только интересную информацию, но и возможность проникнуться духом любви к традициям своего народа, радостью и благодарностью к культуре своего родного края.

Литература:

  1. Веретенников И. И. Белгородские карагоды. Белгород: Везелица, 2000. — 113с.
  2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. СПб.: Детство — Пресс, 2010. — 650с.
  3. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, обл. типография. 2000.-206с.
  4. Жиров М. С., Жирова О. Я. Азбука русского фольклора: программа для дошкольных образовательных и досуговых учреждений. Белгород, обл. типография, 2000.-290с.
  5. Мерзлякова С.И «Фольклор — музыка — театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М, «Владос», 1999.-120с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский музыкальный фольклор, песнь, народное творчество, праздник, Белгородский край, Белгородский регион, индивидуальная работа, народная культура, народная манера.

Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Задать вопрос