Синтез деятельности на занятиях фольклорным ансамблем в процессе обучения детей дошкольного возраста в детской школе искусств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузьмина, Г. Е. Синтез деятельности на занятиях фольклорным ансамблем в процессе обучения детей дошкольного возраста в детской школе искусств / Г. Е. Кузьмина, Т. М. Чиркова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5065/ (дата обращения: 17.12.2024).

Значения фольклора как важной части воспитания детей в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. «Международный совет народной музыки (IFMC) уже на следующий год после своей организации (1947 год) принимает специальную резолюцию, где записано: «Народная музыка должна использоваться на всех ступенях образования». Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» [2]. Это те же задачи, которые являются главными и в современной педагогике, — забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка.

Дошкольное детство — уникальный возраст, так как в нём закладывается фундамент личности. А. Н. Леонтьев назвал его периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм. Ребёнок начинает различать добро и зло в человеческих отношениях, «оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить по законам красоты» [4, с. 393]. В развитии детей дошкольного возраста необходимо выделить несколько аспектов, которые важно учитывать в процессе обучения. Именно в этом возрасте активно развивается мышление ребёнка, происходят изменения в познавательной сфере. Для детей данного возраста характерно преобладание осмысленного запоминания над механическим. Внимание в дошкольном возрасте становится более сосредоточенным и устойчивым, которое под влиянием игровой деятельности достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает дошкольнику возможность для обучения.

Роль русского фольклорного творчества, его значение в развитии детей дошкольного возраста, приобщение к русской культуре, развитии речи, памяти, нравственности нельзя не оценить. Поэтому многие педагоги для достижения тех или иных целей на занятиях применяют фольклорный материал — прибаутки, потешки, загадки, народные сказки, песни, игры, поговорки, пословицы. Поэтому считаем необходимым внедрение в учебный план предмета «фольклорный ансамбль» на отделении раннего обще эстетического развития детей в детской школе искусств.

На занятиях мы преследуем несколько приоритетных направлений воспитания и развития детей — эстетическое, нравственное, патриотическое, социальное воспитание, эмоциональное, музыкальное, творческое, речевое, физическое развитие.

Решая данные воспитательные и развивающие задачи, хотелось бы отметить значимость синтеза разнообразных видов деятельности, которые используются на занятиях фольклорным ансамблем детей дошкольного возраста в условиях детской школы искусств.

Народное творчество содержит в себе разнообразные виды искусств. Этот синтез проявляется в обрядах, в которых взаимодействуют танец, литература, музыка, театрализованное действие. На сочетании этих видов искусств и построена деятельность детей на занятиях фольклорным ансамблем, на которых учащиеся поют, танцуют, играют в русские народные игры и забавы, разучивают стихи, загадки, потешки и другие малые формы русского фольклорного творчества, а так же играют на народных шумовых музыкальных инструментах. Помимо синтеза деятельности, необходимо отметить несколько других принципов воспитательно-образовательной работы, без которых невозможно развитие учащихся:

-                   тщательный отбор материала, соответствующий возможностям детей дошкольного возраста;

-                   индивидуальный подход к учащемуся, при котором учитываются не только его психологические, физиологические способности и уровень развития, но и пожелания и интересы, касающиеся выбора исполнения песни либо музыкального инструмента;

-                   привлечение родителей в совместную деятельность в разучивании материала, в организации и проведении праздников, концертных мероприятий.

Одной из самых актуальных педагогических задач является развитие коммуникативных умений, обогащение словарного запаса детей. В осуществлении этих задач огромную роль играет детский фольклор, который очень близок детям дошкольного возраста. Это особенная область народного творчества, которая включает в себя систему поэтических, музыкальных жанров (потешки, пестушки, считалки, прибаутки, загадки, заклички, небылицы, игры). На занятиях мы часто обращаем внимание на разучивание и исполнение поэтических текстов, загадок, считалок, которые помогают перейти от одной деятельности к другой. Например, перед игрой, когда необходимо выбрать ведущего, разучиваем новые и вспоминаем ранее выученные считалки. Очень часто при подготовке к народному празднику учим заклички, которые не предполагают музыкального сопровождения или мелодии. Благодаря им, дети учатся бережно относиться к природе, животным, насекомым. Некоторые русские народные игры содержат в себе загадки, как например игра «Золотые ворота». В ней дети задают друг другу вопросы, тем самым общаются друг с другом и развивают свои коммуникативные качества. Следует отметить, что разучивание и исполнение устных жанров детского фольклора вызывает у детей огромный интерес, они используют в своей речи пословицы, поговорки, считалки, загадки, заклички в общении со сверстниками и родственниками. Таким образом, показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в жанрах детского фольклора, способствует формированию у детей интереса к русскому народному творчеству.

Решая задачи по развитию певческого голоса, на занятиях используется пение народных песен, которые можно разделить на две группы: песни с музыкальным сопровождением (под баян, гармошку, фортепиано, балалайку, жалейку и другие музыкальные инструменты), без сопровождения (a’capella). Эти две группы в свою очередь делятся на несколько подгрупп песен, которые мы разучиваем с детьми:

С сопровождением:

-                   песни куплетного строения с припевом (это могут быть обрядовые, игровые, плясовые, хороводные песи);

-                   диалоговые песни (как правило с несколькими персонажами);

-                   частушки;

-                   Без сопровождения:

-                   песенки-миниатюры (заклички, прибаутки, потешки);

-                   песня в игре

Этот песенный материал помогает воспитать такие важные певческие навыки, как выработка легкого, льющегося звука, правильного дыхания и чистоты интонирования. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению детьми. Песни могут исполняться хором, сольно, сопровождаться хороводом, переплясом, могут быть использованы в игре, театрализации, а в музыкальное сопровождение может включаться игра на народных музыкальных инструментах. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации делают их доступными для понимания и исполнения детьми дошкольного возраста.

Учитывая традиции звучания народной песни, одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками наиболее целесообразным является обучение детей пению без музыкального сопровождения. Это является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы без предварительного повторения звуков вслух.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у детей музыкально-ритмических навыков, влияет на чистоту интонирования, а так же на укрепление дыхания, выработку навыков согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у детей воображение, активизировать их творческие способности. Наиболее часто на занятиях применяется самый распространённый вокально-хореографический жанр народного творчества — хоровод. Таким образом, у детей формируется ориентация в пространстве, координация, внимание, умение контролировать свои действия

Поскольку игра является главным видом деятельности детей дошкольного возраста, её целесообразно включать в каждое занятие фольклорным ансамблем, а так же в различные праздничные и концертные мероприятия. Прежде всего, игра является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры — взаимоотношениях между людьми. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности. Любая игра подчиняется каким-то правилам, поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться определённых правил.

Один из наиболее любимых видов деятельности детей дошкольного возраста на занятиях фольклорным ансамблем — игра на народных музыкальных инструментах. Учащиеся не только разучивают ритмические фигуры, повторяя за педагогом, но и сами придумывают сопровождение к песням, танцам или играм, т. е. приобретают навык импровизации. Тем самым, благодаря этому виду деятельности, у детей развивается чувство ритма, тембровый и интонационный слух. С каждым занятием учащиеся узнают всё больше о музыкальных инструментах таких, как деревянные ложки, свистулька, бубен, коробочка, бубенцы, гусли, трещотка, рубель, жалейка.

Следующее направление деятельности на занятиях фольклорным ансамблем является участие детей в народных праздниках, в таких как «Осенины», «Васильев день», «Масленица», «Красная горка». Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, развитию творческой активности детей, происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, танце, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. К участию в народных праздниках привлекаются взрослые — родители, бабушки, дедушки, преподаватели школы. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется представление о русском народе, понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Таким образом, синтез разнообразных видов деятельности на занятиях фольклорным ансамблем у детей дошкольного возраста очень значим в развитии и воспитании учащихся. Он не только обеспечивает качественное усвоение знаний, умений, навыков в области музыкального искусства, но и развивает ребёнка как личность, а так же способствует формированию интереса к русскому народному творчеству, тем самым играет важную роль в патриотическом воспитании детей.

Литература:

1.      Гафарова, Л. М. Обращение к детскому фольклору в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Материалы Международной научно-практической конференции 13–14 февраля 2007 г. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007 г. — С. 260–264.

2.      Значение фольклора. URL: http://kolonoros.com/page/page32.html (дата обращения 29.01.2014)

3.      Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. Пособие. — М.: высш. Школа, 1982. — 272 с.

4.      Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. 4-е изд./ Б. Т. Лихачев. — М., 2001 г. — 607с.

5.      Ребковец, Р. Г. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/rol-folklora-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 28.01.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, ребенок, фольклорный ансамбль, детский фольклор, занятие, музыкальное сопровождение, народное творчество, развитие детей, Народная музыка.

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения