Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Королёва, А. В. Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы) / А. В. Королёва, М. А. Соболев, Е. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14633/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная педагогика уделяет большое внимание изучению народного опыта воспитания детей. Это связано с тем, что фольклор имеет большой воспитательный потенциал. Широко известны в мировой практике системы музыкального воспитания немецкого педагога-музыканта, композитора Карла Орфа и венгерского композитора и теоретика Золтана Кодая. Особенностью их систем, которые сформировались еще к середине прошлого столетия, является использование национальной музыкальной культуры в музыкальном воспитании детей. В отечественной педагогике, начиная с 70-х годов, фольклор также занял прочное место. Тогда в педагогике сформировалось самостоятельное направление, получившее название «этнопедагогика». Этнопедагогика использует различные виды фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, драматического), а также изучает его воспитательные функции.

Начиная с 70-х годов в программы российских общеобразовательных и музыкальных школ стали вводить материал по народному музыкальному творчеству, а в некоторых школах появился даже специальный предмет, посвященный более глубокому изучению фольклора. К таким школам относится Царскосельская гимназия искусств им. А. А. Ахматовой, в общеобразовательную программу которой входит предмет «Русское народное музыкальное творчество». Этот предмет рассчитан на учащихся третьих классов, возраст которых оптимально подходит для изучения данного предмета. Программа по данной дисциплине предполагает использование как традиционных, так и практических форм урока. Традиционные уроки включают в себя рассказ преподавателя. Практические уроки подразумевают несколько видов деятельности: пение народных песен, прослушивание фольклорных записей, игра в народные игры, а также, по желанию преподавателя, постановка театральных представлений и организация праздников на основе народных традиций.

Авторы статьи представят некоторые формы работы с фольклорным материалом, используемые ими на занятиях с подготовительными группами, на уроках фортепиано и «Русского народного музыкального творчества» в Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой, а также рассмотрят значение этих форм в музыкальном образовании детей. Однако авторы не исключают и того, что эти же формы работы в ограниченном количестве могут быть использованы и на других уроках в детской музыкальной школе. Описываемая в работе методика музыкального обучения детей с применением фольклора не заменяет традиционную систему музыкального образования, а лишь дополняет ее. К формам работы с фольклорным материалом относятся:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Народная игра;
  3. Творческая работа.

Пальчиковая гимнастика используется при работе с детьми дошкольного возраста. Это один из видов упражнения для развития мелкой моторики у детей. Таких упражнений в народной педагогике имеется немало (самое известное из них «Сорока-белобока»). Пальчиковая гимнастика представляет собой игры с ручками и пальчиками под различные приговорки и припевки. Во многих пальчиковых играх присутствует музыкальное оформление. Все это развивает в ребенке такие музыкальные способности, как чувство ритма и музыкальную память, а также умение координировать пение и движение. Также пальчиковые упражнения применяют для устранения технических проблем начинающего пианиста (среди них: зажим рук, плохая координация, неразвитая моторика пальцев и др.), мешающих ребенку осваивать музыкальный инструмент, в том числе фортепиано. Рассмотрим этот аспект подробней.

Для того, чтобы воспитать хорошего исполнителя, нужно развивать в нем не только художественное мышление, но и двигательную технику, которая, в свою очередь, состоит из физических и координационных качеств. Эти качества закладываются еще на начальном этапе обучения и являются решающими в дальнейшей судьбе музыканта. Именно тогда у ребенка формируется правильное положение рук и пальцев, а у пианистов и правильная посадка. И здесь очень важную тренировочную функцию выполняет пальчиковая гимнастика, в особенности при постановке рук на фортепиано. В методической литературе гимнастическим упражнениям для ребенка-пианиста уделяется особая роль, ведь они помогают активизировать и укрепить работу мышц, устраняют зажатость рук, плеч и шеи. Кроме того, правильно подобранная гимнастика устраняет проблемы с двигательным аппаратом у детей с заболеваниями центральной нервной системы, благодаря чему такие дети в дальнейшем могут продолжать осваивать профессию музыканта. В методическом пособии «О воспитании пианистических навыков» А. А. Шмидт-Шкловской [1] представлено 30 видов таких упражнений, которые, помимо развития движения и укрепления мышц, направлены на работу над дыханием и правильной осанкой. В 2006 году вышло учебное пособие М. Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков» [2]. Уникальность этой работы состоит в том, что все упражнения имеют подтекстовку и музыкальное оформление. Кроме того, при разработке упражнений автор пособия использовала народные пальчиковые игры, потешки и песенки [2, c. 3]. В результате все упражнения носят игровой характер, а каждое движение руки связано с определенным образом, что очень важно для ребенка-дошкольника. Ниже представлен пример из пособия Ковалевской:

7wAtGQDSO5E

Народные игры можно использовать как на занятиях с дошкольниками, так и с детьми младшего школьного возраста на уроках «Русского народного музыкального творчества». В народной культуре существуют разные типы игр (спортивные, драматические, хороводные). В музыкальном образовании целесообразно использовать драматические и хороводные игры, поскольку они сопровождаются музыкальными припевками или песнями. Благодаря тому, что в них синтезируются слово, музыка и движение, такие игры вырабатывают в ребенке целый комплекс качеств, в том числе музыкальных. С помощью игры можно укрепить голосовой аппарат ребенка, научить навыкам интонирования. Припевки легко воспринимаются детьми, хорошо ими запоминаются. С помощью многократных повторений одного и того же напева ребенок «отшлифовывает» свою интонацию, в результате добиваясь чистого исполнения. С детьми третьих классов на уроках «Народного музыкального творчества» можно использовать хороводные игры, которые сопровождаются припевками лирического характера. Такие припевки способствуют развитию у детей напевного типа интонирования.

Творческая работа. Музыкальный фольклор не только способствует музыкальному развитию ребенка, но и служит хорошей мотивацией для собственного творчества. Одним из интересных заданий для детей 3-х классов является сочинение колядок и колыбельных песен. Предварительно преподаватель должен указать на музыкальные особенности этих песен (например, мелодику, размер, диапазон, типичные для данного жанра ритмоформулы), разобрать сюжетные мотивы текста, характерные для данного жанра. Затем предложить детям самим сочинить песню на заданный преподавателем текст. Это задание подходит как для урока, так и для домашней работы. Как показывает опыт, самые яркие творческие образцы были придуманы детьми дома, когда у них было время сочинить более интересные текст и мелодию. Вот некоторые примеры детских работ:

vN3-4jQptG0

Результатом всей творческой работы должно стать проведение в музыкальной школе праздников на основе народных традиций. В первую очередь, праздник создает для детей дополнительную мотивацию на уроках при изучении песенного и игрового материала. Во-вторых, помогает раскрыть их музыкальные и творческие возможности, так как дети будут и исполнителями песен, и участниками игр. На примере праздников можно показать народные костюмы или даже предложить детям самим придумать свой сценический образ. Например, на Святки дети могут нарисовать маску какого-либо животного или сказочного персонажа. На Масленицу предлагается создать чучело, одеяние которого будет содержать элементы народного костюма.

В заключение следует подчеркнуть, что соприкосновение с традиционной народной культурой благотворно влияет на развитие ребенка. Ведь главным фактором воспитательного воздействия фольклора следует считать его многофункциональность. Как известно, прежде фольклор принимал активное участие в физическом, умственном, нравственном и творческом развитии личности. Результатом такого воспитания являлось формирование человека, в котором гармонично сочетались и духовная, и телесная красота.

Литература:

  1. А. А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. – Л: «Музыка», 1985 г. - 71 с.
  2. М. А. Ковалевская. Музыкальная гимнастика для пальчиков. – СПб: «Союз художников», 2006 г. - 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пальчиковая гимнастика, игра, творческая работа, форма работы, музыкальное образование, музыкальное оформление, припевка, фольклорный материал, Царскосельская гимназия искусств.

Похожие статьи

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Система работы с дошкольниками по развитию восприятия фольклора в музыкальной деятельности

Похожие статьи

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Система работы с дошкольниками по развитию восприятия фольклора в музыкальной деятельности