Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бежаева, Д. Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников / Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9922/ (дата обращения: 22.12.2024).



The article examines children's fears and their causes. The main methods of correctional work of children's fears in preschool children.

Keywords: fear, fear kids, preschool age, correctional work, child, anxiety.

Страх в психологической науке рассматривается как одно из ее перспективных направлений — психологии эмоций. Страх относится к одной из основных эмоций. Данная эмоция возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительной или воображаемой ситуации.

В «Философском энциклопедическом словаре» страх — это отрицательная эмоция, возникающая в реальной или воображаемой опасности и угрожающая жизни организма, личности и защищаемым его ценностям (идеалам, принципам, целям и т. д.).

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, которые способны не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Именно поэтому многие отечественные психологи и психотерапевты в своих работах большое внимание уделяют детским страхам.

Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Детские страхи могут иметь самое разное проявление. Некоторым детям снятся ночные кошмары, когда малыш просыпается с плачем и зовет маму. В такой ситуации ребенку необходимо, чтобы родители спали с ним. Другие очень боятся темноты, опасаются оставаться одни в комнате, выходить на улицу или в коридор без родителей. Бывает и такое, что дети переживают за своих родителей, боятся, что с ними может что-то произойти. Страхи могут проявляться даже в самых простых на первый взгляд ситуациях. Дети отказываются кататься с горки, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, боятся идти к врачу и многое другое [3, с. 68].

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, однако, они могут сохраняться и длительное время. Такие страхи говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтах в семье и являются признаком неблагополучия. По мнению психологов, большинство основных причин лежат в области семейных отношений, таких как отрицательное или требовательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу и враждебность к миру.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе повышается самостоятельность ребенка, интенсивно развивается мышление, воображение, а также повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте дети остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если такое общение конфликтно, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка, которая может перерасти в страхи: страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. В связи с интенсивным развитием воображения и мышления проявляются страхи разных волшебных персонажей: домовые, бабайки и т. п. Эту детскую тревогу можно устранить путем совместных игр, проявления внимания. В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности и особенно нуждается в поддержке и заботе родителей. Только родители могут обеспечить малышу уверенность в себе и в завтрашнем дне [2, с.75].

Страхи не возникают на пустом месте. Они обусловлены несколькими причинами:

 конкретный случай — случай, который когда-либо напугал ребенка (укус собаки). Но не у всех детей данный страх будет отчетливо проявляться. Все будет зависеть от особенностей характера ребенка. Такие страхи легче всего корректировать.

 внушенные страхи — источниками данных страхов являются взрослые, которые непроизвольно слишком эмоционально предупреждают ребенка об опасности. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

 детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет страха. Особенно это характерно для детей с развитым воображением. Реакция на такие фантазии у всех детей разная: одни могут сразу забыть, а у других это может надолго остаться в памяти и привести к непоправимым последствиям.

 внутрисемейные конфликты — ребенок чувствует себя виноватым в том или ином конфликте родителей.

 взаимоотношения со сверстниками — ребенок боится быть униженным в коллективе, где его не любят и не принимают.

В большинстве случаях дети справляются со своими страхами, благодаря поддержке и помощи родителей. Но бывают такие группы детей, которым необходима специальная коррекционная работа для преодоления страхов. Коррекция представляет собой форму психолого-педагогической деятельности, направленной на оказание специальной психологической помощи.

Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан и др. утверждают, что именно сказкотерапия помогает бороться с детскими страхами.

По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого. Во время работы над сказкой ребенок получает способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир становится более ярким и радужным. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, сказка помогает найти выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов. Все это положительно влияет на коррекцию страхов дошкольников. Многие исследователи говорят о том, что сказка помогает справиться и со стрессовыми нагрузками. Знакомство дошкольника со сказкой, инсценировка сюжета способствуют развитию психических функций и творческих способностей ребенка, помогает избавиться от страхов, агрессии и тревожности [1, с. 44].

Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева считает, что сказкотерапия базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных [1, c. 35].

 художественные — сказки, мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты;

 психотерапевтические — сказки, стимулирующие процесс личностного роста. Такие сказки не всегда имеют счастливый конец, но всегда очень глубоки и проникновенны.

 психокоррекционные — сказки, оказывающие влияние на поведение ребенка. Эти сказки ограничены по возрасту и проблематике.

 дидактические — сказки создаются педагогами и раскрывают смысл определенных знаний.

 медитативные сказки направлены на снятие психоэмоционального напряжения. Главной особенностью таких сказок является отсутствие в них конфликтов и злых персонажей.

В настоящее время существует множество форм работы с данными сказками. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Интерпретация сказок заключается в воспроизведении сказочной ситуации, сюжета.
  2. Рассказывание сказок может проходить по двум принципам: рассказывать может сам ребенок или рассказчик-психолог.
  3. Сочинение сказок — ребенок сочиняет сказку на основе своих тревог, радостей, печалей.
  4. Переписывание сказки — ребенок выбирает для сказки такой конец, который наиболее соответствует его внутреннему состоянии.
  5. Постановка (разыгрывание) сказок — важный компонент в сказкотерапии. Существует множество видов постановок, каждые из которых предполагают разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.
  6. Сказочная имидж-терапия — в сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится.
  7. Сказочное рисование — основано на тематическом рисовании, которое помогает изучить внутренний мир ребенка, понять, что ему не хватает, что пугает в жизни.
  8. Использование танцев в сказкотерапии — эта форма направленна на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует, пугает.

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с индивидуальностью каждого ребенка. Сказкотерапия позволяет выявлять и страхи детей-дошкольников, улучшать эмоциональное состояние ребенка, корректировать межличностное взаимодействие с окружающими.

Для изучения страхов у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. Панфиловой, опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М. «Уровень тревожности ребенка», тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.

Страхи могут возникнуть у каждого и в любом возрасте, но только в дошкольном возрасте вероятность появления страхов наиболее высока. Именно в этот период активно развивается мышление и воображение у ребенка, он активно взаимодействует с окружающими, со сверстниками. Существует множество факторов, влияющих на появление страхов, но одним из самых главных факторов является семья. Для преодоления детских страхов используются различные методики и методы коррекционной работы. Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Именно сказка помогает ребенку избавиться от страхов, агрессии и тревожности.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И. В. Вачков. — М.: Ось — 89, 2001. — 144 с.
  2. Джон Холт Причины детских неудач. — СПб: «Кристалл», «Дельта», 1996. — 448 с.
  3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка — М.: Просвещение, 1986. — 129 стр.
  4. Захаров А. И. Неврозы у детей. — СПб.: Дельта, 1996. —480 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Речь, 2006. —170 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, страх, сказка, дошкольный возраст, вероятность появления страхов, детская, родитель, способствующая коррекция страхов детей.

Похожие статьи

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста

В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.

Похожие статьи

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста

В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.