Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, Л. В. Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии / Л. В. Козлова, И. А. Любащенко, Е. В. Фадеева, О. В. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45571/ (дата обращения: 19.11.2024).



Одним из самых высокоэффективных методов работы с детьми с множественными нарушениями здоровья младшего возраста, испытывающие затруднения в поведенческой, физической или эмоциональной сфере, является сказкотерапия. Этот метод больше всего понятен для детей, а также обхватывает довольно много понятий. Данный метод помогает устранить проблему психоэмоционального контроля поведения. С помощью сказкотерапии, дети знакомятся с книгами, приобщаются к литературе. Сочиняя с детьми сказки, они тем самым развивают в себе творческий потенциал.

Посредством многогранного воздействия сказкотерапии, ребенок развивается как личность. У них развивается воображение, речь, мышление, появляются лидерские качества. Данный метод также помогает преодолеть какие-либо страхи, агрессию, нерешительность. Погружаясь в мир сказок, ребенок раскрывается, переживает новые ощущения, появляются положительные эмоции.

Читая сказки с детьми, педагоги обращают их внимание на морально-нравственные аспекты, такие как добро и зло, справедливость, достоинство, смелость, дружба и т д. В раннем школьном возрасте у детей происходит идентификация себя с окружающим миром. Он представляет себя вместо героя сказки и примеряет на себя поступки и события, происходящие с персонажем. Поэтому сказка заставляется задуматься ребенка как правильнее всего поступить в какой-либо жизненной ситуации. Поэтому сказкотерапия эффективнее всего именно в раннем возрасте.

Когда ребенку читаешь книгу, он проецирует все на себя. Поэтому необходимо более избирательно подходить к распределению ролей. Например, для детей с заниженной самооценкой больше всего подойдет образ короля или принцессы или всенародного любимца. Тем самым в процессе игры восхваляя ребенка, у него повышается самооценка. Соответственно, если ребенок застенчив и робок, нужно подобрать такую роль, в которой он бы мог через жесты и движения рассказать о своих страхах, другие ребята помогли бы ему поверить в себя и преодолеть свои страхи.

Сказкотерапия помогает детям смотреть позитивно на мир, погрузиться в волшебную реальность, быть причастным к чудесам. Этого невозможно добиться, просто читая сказку или просмотрев мультфильм. Большая проблема телевизионного прогресса, в том, что все чаще родители стали с ранних лет приучать детей к телевизору, тем самым дети плохо воспринимают информацию на слух и у них ухудшается процесс мышления и воображения. Родителям нужно обязательно читать своим детям, это значительно скажется на их позитивном развитии.

Работа посредством сказкотерапии с детьми с ограниченными возможностями не только имеет обучающий характер, но также помогает корректировать и развивать способности ребенка, ускоряя рост творческого и личностного становления ребенка. Детям будет интересно прочитать и самим проанализировать другие сказки, а также вместе со специалистом обыграть сюжет сказки. Благодаря сказкотерапии у детей появляется любовь к чтению.

Сказкотерапия — один из главных жанров фольклора, в большей степени прозаическое издание авантюрного, бытового или волшебного характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, данный метод является одним видом социально-нравственного формирования, способом эмоционально-психологического, а также педагогического влияния. Метод рассчитан для детей школьного возраста, преимущественно для детей с заниженной самооценкой.

Самооценка — это субъективное мнение индивида о себе или об отдельных своих качествах.

Положительная высокая самооценка позволяет ребенку лучше адаптироваться в каких-то обстоятельствах, преодолевать трудности и чувствовать себя уверенно. Дети с заниженной самооценкой видят непреодолимые преграды, даже там, где их нет, они быстро опускают руки, иногда даже не пытаясь изменить ситуацию. Они плохо адаптируются в социуме и с трудом находят себе друзей. Таким детям свойственна пассивность, хандра, обидчивость, чувство тревоги и повышенная чувствительность к критике. Если от них требуется участие в групповых мероприятиях, они ищут отговорки, чтобы не участвовать, так как бояться разочаровать окружающих и оказаться предметом насмешек.

Бывает и так, что, находясь в семье, ребенка негативно оценивают, и он пытается, общаясь с другими детьми восполнить недостающее общение. Такие дети хотят быть везде первыми, они могут быть агрессивны к сверстникам и вытеснять свои негативные эмоции на других. Это опасно деструктивным поведением к окружающим и к самому себе, остается нераскрытым их внутренний потенциал. Поэтому необходимо вовремя оказать социально-психологическую помощь таким детям, чтобы в дальнейшем это не привело к более серьезным психологическим нарушениям.

Еще с древности люди применяли сочинения и сказки в целях целительства и обучения. Б. Беттелхеймс. Н. Пезешкиан, М. Эриксон, применяли рассказы, притчи и сказки в психотерапевтических целях. Н. Пезешкиан считал, что снятие эмоционального напряжения и устранение внутрипсихических конфликтов способствует пример живой образности речи, такие как поговорки и притчи. В игровой психотерапии, чтение и сочинение сказок способствует стимуляции и проявлению скрытых способностей, показывает новую модель поведения и новые возможности ребенка. Сказки привлекают его внимание и показывают возможность наиболее благоприятного исхода, тем самым укрепляя в ребенке веру и оптимизм. Ребенок познает смысл рассказа посредством своего воображения, а не анализируя каждое предложение.

Процесс расшифровки знаний о мире, сопоставление взаимоотношений в нем и поиск смысла это и есть сказкотерапия. Это процесс нахождения связи между реальной жизнью и сказочными событиями. Сказкотерапия — это процесс объективизации и визуализации проблемных ситуаций. Важно воссоздать ситуацию, над которой ребенок найдет смысл и поймет всю ее неоднозначность. Даже если происходящее выглядит как нечто ужасное, в дальнейшем она может оказаться благом, в этот момент и познается философия жизни — однозначных событий нет.

Основная цель сказкотерапии это:

‒ Создание доверительной игровой атмосферы в группе

‒ Устранение эмоционального напряжения;

‒ Построение межличностных отношений между детьми;

‒ Умение принимать свои отрицательные стороны; сформировать у детей чувство адекватной самооценки, сформировать желание нравиться себе и другим;

‒ В процессе сочинения сказок развить воображение и мышление;

‒ Развить у детей чувство уверенности в себе и в собственных силах;

‒ Развитие коммуникативных навыков и умений в общении со взрослыми и сверстниками.

Общеизвестные литературные сказки используют в качестве иллюстрации, профилактики, модели или иного вспомогательного средства, они не могут быть основным методом терапии. Конечно, ещё в темные и древние времена люди пытались найти связь между литературой и психологией. Трудом этих исканий и является сказкотерапия. На некое сходство между введением в транс и прослушиванием сказки, указывает гипнотическая школа. Атмосфера всегда похожая: человек ритмично говорит и к нему возникает доверие, речь содержит повторы и непонятные формулы (присказки и т. д.). Из этого можем сделать вывод, что сказка не только открывает новые модели поведения, устанавливает некие ценности, предлагает жизненные сценарии и даже убеждения, но и умеет внушать!

Можно вместе с ребенком сочинить свою сказку, для этого необходимо определить основу сказки, на чем она построена. Главная сюжетная линия выглядит так:

‒ Главный персонаж;

‒ События развиваются так, что перед ним встает какая-то задача или проблема, которую он должен решить, иначе случится неблагоприятный исход;

‒ Персонаж ищет, как решить эту проблему и отправляется на поиски устранения ее;

‒ Его путь тернистый и сложный, но в различных ситуация он помогает и других героям попавших в беду;

‒ Персонаж находит волшебный предмет, который ему помогает

‒ Персонаж случайно теряет волшебный предмет;

‒ Появляются те, кому главный персонаж, помогал на протяжении всего пути, и находят утерянный предмет;

‒ Возвращение персонажа домой и решение возникшей проблемы.

В данную схему можно добавлять, что-то другое, менять или убрать лишнее. Главное, чтобы дети фантазировали и лишь иногда помогать им остаться в рамках сюжета.

Т. Д. Зинкевич выделил следующие типы сказкотерапии:

  1. Сочинение сказок — переписывание сказок; интерпретация; сочинение новых историй и сказок; дописывание сказок;
  2. Постановка сказки — терапевтические кукольные спектакли; сказки на песке; театрализованные игры; сказки на песке;
  3. Рассказывание сказок — а) Групповое сочинение «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное — от 1-го лица; от 3-го лица.

Например, сказка «Курочка Ряба» может послужить примером психологической работы:

  1. О чем данная сказка?
  2. Чему она учит?
  3. Объясните почему…

Эти вопросы создают тему для обсуждения. При интерпретации сказки педагоги и родители должны подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны.

Следовательно, сказкотерапия это очень эффективный метод работы с особыми детьми. Этот метод решает проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. С помощью него, можно приобщить детей к литературе, познакомить их с книгами, а также мотивировать ребенка к творчеству, посредством совместного сочинения сказок. Сказкотерапия способствует развитию личности ребенка с помощью многогранного воздействия. Развивает воображение, лидерские качества, мышление, речь, а также помогает избавиться от некоторых отрицательных качеств таких как: агрессия, страх, нерешительность и т. д.

Литература:

  1. Татарицкая Я. В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013 — том 195.
  2. Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. — 2014 — № 2.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, заниженная самооценка, волшебный предмет, воображение, главный персонаж, многогранное воздействие, модель поведения, сочинение сказок, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Похожие статьи

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Задать вопрос