Наряду с восприятием, памятью и мышлением, творческое воображение играет важнейшую роль в деятельности человека, в развитии его личности. Именно благодаря ему, придумываются и создаются величайшие изобретения человечества. Но являются ли эффективными те методы развития воображения, которые принято использовать в современном обществе в школе? В данной статье мы рассматриваем возможность применения такого молодого направления практической психологии, как сказкотерапия, для развития творческого воображения младших школьников.
Термин «сказкотерапия» появляется сравнительно недавно, всего около 25 лет назад, и тут же получает признание среди специалистов. Сказкокоррекция, как ее еще иногда называют, с успехом применяется как для диагностики детей и взрослых, так и для коррекции различных отклонений; как с целью профилактики, так и преследуя цель развития способностей.
Отечественная психология признает, что способности не даются человеку с момента рождения, не передаются по наследству. Человек рождается с задатками (природными предпосылками), которые и являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. А для правильного их формирования решающим фактором становится общественная среда и разнообразная деятельность человека. Неспроста так много внимания мы уделяем развитию способностей ребенка с самого рождения. Современное общество диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно, а где-то возможно, и нестандартно решать жизненные проблемы, выходить из сложных ситуаций. Перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала у детей, требуется регулярное совершенствование учебного процесса.
Вопрос о творчестве детей, о его развитии крайне важен в детской психологии и педагогике. [2] Наблюдая за игровой деятельностью ребенка, за его сочинительством или подражанием, можно столкнуться с примерами самого настоящего, подлинного творчества. Именно тут можно увидеть, как происходит переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. «Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение», — пишет Выготский Л. С. Жизнь в эпоху научно — технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а гибкости мышления, творческого подхода.
Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. В концепции В. Д. Шадрикова [8] структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов — функциональных (биологическое развитие человека), операционных (прижизненно формирующихся) и мотивационных (регуляционных) механизмов. Углубляясь в качественную характеристику мотивов по теории В. Д. Шадрикова, хотелось бы остановиться на духовной потребности человека. В ходе актуализации этих потребностей человек получает возможность вступать в отношения не только с другими людьми, но и с природой, каждой вещью, видеть ее в сравнении с другими вещами. Духовность — индивидуальная выраженность потребности в познании мира, культуры, цивилизации, в осознании своего жизненного пути и самореализации в развитии. В духовном состоянии — секрет творчества человека. Оно повышает направленную проницательность ума индивида при разрешении проблем и раскрытии истины. Без духовности не может существовать индивидуальность, а значит, и без творчества она непроявима. Все эти понятия взаимосвязаны и взаимопроникающи.
Недаром младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Этот период является сензитивным для развития способностей и субъекта деятельности, и личности. В этом возрасте появляются различные отношения и мотивы, связанные с осознанием причастности к социально значимой деятельности и роли, новых личностных критериев оценок, которые детерминированы психическими состояниями, часто являющимися мотивирующими для ребенка. Возможно, с помощью таких приемов психолога, как сказкотерапия, арт-терапия или песочная терапия, мы не просто разнообразим деятельность учащегося, но и добьемся более интенсивного развития его способностей. Применение подобных методик, несомненно, окажется полезной как для педагога на уроках литературы, ИЗО, в качестве дополнительных занятий в группе продленного дня, так и для практикующего психолога на групповых или индивидуальных занятиях.
Прежде чем углубиться в разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, хочется упомянуть одну притчу, на которую обращает внимание Вачков И. В. [1] в своих трудах, посвященных сказкотерапии: «Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?». Мы так старательно стремимся узнать нечто новое, использовать последние разработки в области педагогики и психологии, познакомиться с новыми технологиями. И так часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства — о сказках. Мы знаем их, но не обращаем внимания на это знание, хотя в сказках есть еще много неоткрытого и невостребованного.
Сказкотерапия — это в первую очередь язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Такое определение предлагает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [4], разработчик собственного метода «Комплексная сказкотерапия». Также, автор называет это относительно молодое направление в отечественной психологии целой системой развития эмоционального интеллекта, саморегуляции и чуткости, возможностью формирования истинных ценностей человека и его нравственности. Улучшая себя, мир вокруг, прислушиваясь к себе таким простым, давно известным и в то же время таким таинственным способом, развивая в себе лучшее, можно добиться высоких результатов.
Существует немало различных классификаций сказок, но среди именно сказкотерапевтов принято выделять типологию, предложенную И. В. Вачковым [1]. Автор считает правомерным разделение всех сказок на фольклорные и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить развлекательные, художественные, дидактические и психологические. Наибольшей популярностью среди практикующих психологов и педагогов образовательных учреждений пользуются дидактические сказки (преследующие обучающие и воспитательные цели), художественные сказки (эстетические цели, развитие умений понимать и чувствовать искусство, наслаждаться красотой слова), и, конечно, психологические сказки (цели развития личностных качеств, способностей, психокоррекции, диагностики скрытых проблем ребенка). Примечательно, что если в случае применения первых двух видов сказок от рассказчика не требуется отношения к профессии психолога, то использование психологической сказки подразумевает наличие специальной подготовки. Балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и формирования мотивации слушателя, психолог-сказкотерапевт должен свои важнейшие цели видеть в другой области: в области создания особого сказочного психологического мира. Рассмотрим подробнее применение психологических сказок на практике, их типологию, поставленные задачи и цели. Опираясь на исследования И. В. Вачкова и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, можно разделить психологические сказки на четыре подгруппы: психокоррекционные (влияние на поведение), психотерапевтические (помощь в жизненных проблемах), медитативные (снятие психоэмоционального напряжения) и развивающие (открытие человеку богатств его психики).
Тип психологической сказки |
Целеполагание |
Форма работы |
Психокоррекционная сказка |
Мягкое влияние на поведение ребенка; создание условий для того, чтобы взглянуть на свои действия со стороны, вызвать искреннее желание что-то изменить. |
Создание психокоррекционной сказки, где герой имеет много общего с ребенком. Попадание героя в похожую проблемную ситуацию. Описание переживаний, поиск выхода из конфликта/проблемной ситуации. Обсуждение, проигрывание ситуации с помощью кукол, рисунков и т. д. |
Психотерапевтическая сказка |
Помощь в жизненных проблемах (потеря близкого, дружба, любовь, детско-родительские отношения, развод родителей и пр.) Раскрыть смысл происходящего, помочь изменить к нему отношение. |
Представляем ребенка в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа. Возможно добавить к терапии рисование, изготовление фигурок, занятие с песком. |
Медитативные сказки |
Снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного образного опыта, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главная особенность — отсутствие конфликтов и злых героев. |
Благоприятные условия в помещении (освещение, тепло, приятная музыка, возможность принять удобную позу). Вход и выход из медитативного состояния. Неторопливое чтение. |
Развивающая сказка |
Открытие человеку богатств его психики, осознание своих особенностей |
Благоприятные условия в помещении. Ребенок имеет много общего с героем |
Нельзя не отметить, что возможности педагога-психолога, практикующего сказкотерапию на занятиях, чрезвычайно обширны. Будь то помощь в построении правильных отношений с одноклассниками, коррекция агрессивного поведения, борьба со страхами учащегося, раскрытие собственного «Я» ребенка, правильно подобранная сказка и грамотно проведенное занятие послужат эффективным средством. Но, как уже было сказано ранее, помимо этих и других задач, сказкотерапия служит одним из самых действенных способов развития творческого воображения ребенка. Ее слияние с другими видами творческой деятельности (театральной, художественной, литературной и т. д.) может давать хорошие результаты.
Рисование, являясь типичным творчеством у ребенка раннего возраста, проходит через несколько стадий [2]. Несмотря на то, что к школе интерес к рисованию угасает, это по-прежнему один из самых легких и доступных способов выражения своих мыслей и чувств. Использование данного вида творчества на занятиях со сказкой разнообразно: возможно предложить школьникам после прочтения истории изобразить место, о котором велось повествование (замок, волшебный лес) или его героев (отважного рыцаря, злого разбойника). Раскрашивание тематических изображений, рисование песком, пальчиковыми красками и т. д. также положительно сказывается на развитии творческих способностей школьников, закреплении ожидаемого результата от сказки.
Отечественные ученые полагают, что истинное словесное творчество начинается с наступлением половой зрелости [2]. До такого литературного творчества необходимо во многом «дорасти», и говорить о нем можно лишь на высокой ступени овладения речью и развития личного внутреннего мира. Но уже в младшем школьном возрасте мы можем говорить о предпосылках к развитию данных способностей. Занимаясь сочинительством сказок, придумыванием финала, школьник с большим интересом захочет перейти от устной речи к письменной, возможно попробовать себя в роли сказочника. Если побудить ребенка писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной и волнующей, процесс развития способностей к словесному творчеству будет стремительным и приятным. О таком опыте пробуждения литературного творчества у детей говорил Толстой. Он заметил, что настоящей задачей воспитания является не «скороспелая прививка детям языка взрослых», а помощь ребенку в выработке и формировании собственного литературного языка. И сказка здесь станет надежным помощником, проводником в мир красивой речи и лаконичного рассказа.
Выготский Л. С. [2] объясняет популярность театрального творчества у детей двумя факторами. Во-первых, это тесная связь художественного творчества с личными переживаниями ребенка. Здесь созданный из элементов действительности образ воплощается и реализуется снова в действительность, хоть и условную. (полный круг воображения). В этот момент осуществляется стремление ребенка реализовать тот или иной образ, перевоплотиться. Во-вторых, драматизация, по сравнению с другими видами творчества, наиболее близка с игрой. Школьники могут сами импровизировать, придумывать костюмы (маски), распределять роли, делать декорации. Как подготовка к спектаклю, так и его проигрывание является частью игры. Сказка служит благотворным полем для развития театрального творчества.
Таким образом, мы видим, что внедрение «сказочных» уроков в учебную деятельность младшего школьника окажется полезным и плодотворным. Развитие творческих способностей учащегося заслуживает огромного внимания, именно от степени их формирования будут зависеть его будущие жизненные ориентиры, готовность эффективно справляться с различными трудностями, гибкость ума и нешаблонное мышление.
Литература:
- Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика).
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»: Психол. очерк: Кн. Для учителя. — 3 издание. М.: Просвещение, 1991. — 93 стр.
- Выготский Л. С. «Проблемы возраста» // Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии». — 3-е изд., СПБ.; Речь, 2016. — 320 с.
- Макарова К. В. «Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. 2-е изд., дополн. — М.: МПГУ, 2012. — 188 с.
- Теплов Б. М. «Способности и одаренность» // Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
- Шадриков В. Д. «Духовные способности». — М.: 1996.
- Шадриков В. Д. «Психология деятельности человека». — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.- 464с