Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника
Авторы: Раскатова Кристина Васильевна, Фомичева Ольга Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 27.09.2021
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Раскатова, К. В. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника / К. В. Раскатова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6606/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Сказка — это настоящее чудо, которое идёт рядом с рождения и до старости. Для детей же это не просто выдуманные истории, это новый, уникальный мир, ведь ребенок большую часть времени проводит в мире фантазий, изменяя его и себя. Сказка даёт понять важную истину — все можно изменить на благо людей. А воображение и ненавящивость роднит сказки с главным видом деятельности детей — игрой.
Вспоминая слова великого украинского советского педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования В. А. Сухомлинского, который говорил: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». В своих трудах он замечательно высказывался о роли сказки, утверждая, что: — «Сказка — это волшебный ключик, с помощью которого можно открыть скрытые таланты каждого ребенка, и они забьют животворными ключами».
И это действительно так, поскольку сказка является естественной составляющей повседневной жизни ребенка. Само слово «сказка» подразумевает в себе что-то доброе и светлое.
Стоя на пороге развития, нам как педагогам необходимо идти в ногу со временем, осваивая все новшества, которые преподносит нам система образования. Поскольку сейчас увеличился процент детей с нарушением развития речевого аппарата, то для дошкольного учреждения одной из главных задач является расширение работы по данной методике.
Изучая принцип работы по программе сказкотерапии для дошкольников, можно отметить ряд следующих задач:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
- Снижение уровня агрессивности и тревожности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
- Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.
Но, стоит учитывать и тот факт, что в тесном тандеме родителей и дошкольного учреждения будет достигнут наиболее высокий результат, поскольку процесс формирования речи — это плодотворный, поэтапный, а главное систематический труд. В юном возрасте дети наделены огромной активностью и желанием изучать все вокруг, но со временем эти способности могут угаснуть, если не давать им раскрыться. Для развития внимания или памяти ребенку вовсе не нужны сложные и дорогие игрушки. Лучший способ — это проводить с ним больше времени, читать и обсуждать книги, закреплять знания с помощью вопросов, рисования персонажей или придумывания собственных сказок. Эти советы полезны как для родителей, так и для воспитателей.
Насколько хорошо говорит ребенок, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, к огромному сожалению, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги. Как без помощи таких специалистов как логопед и дефектологов помочь ребенку? Как заинтересовать его?
Игрушки — это прекрасно, так как сейчас их огромное количество, но, мы предлагаем прибегнуть к более практичному и результативному варианту. Речь идет о сказках, ведь они способствуют сформированию у детей ценностного отношения к жизни, обеспечивая устойчивое и гармоничное развитие личности. Но, простого чтение не достаточно для развития речи ребенка, поэтому на помощь приходит новый метод работы с детьми — «сказкотерапия».
Еще в древности люди использовали чтение сказок, не подозревая о том, что практикуют замечательную методику, которая в будущем получит прекрасное название и широкое применение в работе с дошкольниками, — сказкотерапию, передавая через былины и сказания весь накопленный опыт, нормы морали, традиции и обычаи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия. Что это за методика? В чем ее суть и польза? Ответ на эти вопросы прост.
Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка, являющаяся одной из наивысших форм речи, развитие которой способствует активизации мыслительной деятельности и определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Известно, что использование в своей работе данного метода представляет собой определенного рода лечение, но не мекоментозное, а «лечение сказкой» и является довольно новым методом в прикладной психологии. При работе с детьми, имеющими нарушение речи, данный метод применяют многие врачи, психологи и педагоги. Поскольку дети в силу своих возрастных особенностей проявляют активный интерес к процессу чтения сказок педагогом, то данный метод подходит как для индивидуальной работы с детьми, так и для коллективной.
Лечение сказкой — это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Сказкотерапия — это не просто рассказывание историй, это мостик между придуманными событиями и ситуациями реальной жизни. Все смыслы и идеи легко можно проецировать на нашу повседневную жизнь. Важна так же и атмосфера сказки, благодаря которой могут раскрываться различные стороны личности. Это изучение мира в себе и вокруг, обдумывание ситуаций, прорабатывание будущих решений и действий, подбор для каждого ребенка собственной сказки. В основе каждого сказочного сюжета непременно лежит реальная ситуация или проблема, с которой может столкнуться каждый человек и на примере героев ребенок может наблюдать последствия выбора. Благодаря своей глубине и многогранности, одна и та же сказка может помочь ребенку в разном возрасте и разных обстоятельствах. Следя за героями, говоря с ними на одном «языке» и переживая эмоции, в сознании ребенка закладывается картина мира, в зависимости от которой маленький человек и будет действовать в дальнейшем.
Главное отличие настоящей, истинной сказки — счастливый конец. Именно позитивный настрой даёт маленькому человеку душевное спокойствие и чувство безопасности и защищенности. Какие бы события не происходили в сказке — все заканчивается хорошо, а все испытания оказываются лишь путем совершенствования героев, благодаря которому они получают опыт и становятся сильнее. Персонажи, совершившие дурные поступки всегда получают по заслугам, а герои, успешно прошедщие все испытания на своем пути, и проявившие свои лучшие качества, вознаграждаются.
Сказка столь же многосторонняя, как и реальная жизнь, что дает высокую эффективность при использовании метода сказкотерапии в воспитании и психологии. В наше время использование этого метода в работе с детьми является неотъемлемой частью воспитательного процесса, а так же работы с детьми, имеющими проблемы развитии речи, так как данная методика является новой в сфере коррекции психологических проблем дошкольников.
Благодаря уникальной форме его воздействия, данная методика подходит так же для детей с нарушенной и ослабленной нервной системой. С помощью такого метода можно дать детям не только знания и базу для дальнейшего обучения, но и восполнить недостаток общения, улучшить коммуникативные навыки, расширить эмоциональный диапазон, научить проявлять эмоции и адекватно реагировать на различные ситуации.
Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно утверждать, что, благодаря, различным комбинациям приемов сказкотерпии можно индивидуально работать с каждым ребенком, разбирая проблемы и ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем. Подобные занятия расширяют кругозор ребенка, помогая ему легче адаптироваться и взаимодействовать с обществом.
Литература:
- Зинкевич Л. В.-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2017. — 310 с.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — M., 2016. — 304 с.
- Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. — M.: ЦГЛ, 2014.
- Интернет — ресурс:: https://ru.citaty.net/tsitaty-o-skazkakh/