Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаманова, Л. А. Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии / Л. А. Шаманова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4086/ (дата обращения: 16.11.2024).

Окружающий мир очень разнообразен и состоит из огромного количества взаимосвязанных объектов. С того момента, как ребенок входит в мир, он находится в постоянном процессе созревания. Но то, как будет идти формирование его физических, а главное психических способностей, зависит не только от людей, которые его окружают, но и от окружающей среды. С каждым прожитым днем ребенок узнает и запоминает огромное количество предметов, явлений, слов, движений и т. д.

Проблемы изучения мозга, психики, памяти будут актуальны всегда, ведь человечество непрерывно развивается. Поэтому с самого раннего детства мы должны изучать и развивать память детей, найти наиболее точные способы ее развития. Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень широкие. Ее совершенствование у детей может идти сразу по нескольким направлениям. В ситуации игровой деятельности, в процессе её усложнения дошкольник выполняет новые требования, предъявляемые игрой по правилам, перед ребенком возникают особые задачи — сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить информацию и потом её воспроизвести, построить замысел игры, видоизменить сюжет, расширить репертуар ролей и т. п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Память ребенка — дошкольника является ведущим познавательным процессом и позволяет успешно осваивать разнообразные способы социального взаимодействие в игре, процессы памяти в этом возрасте продолжают формироваться, и запоминают дошкольники в основном непроизвольно.

Задача педагогов и родителей целенаправленно развивать психические процессы, ведь это во многом определяет успешность обучения ребенка в школе, его успешную социализацию.

Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст, по образному определению А. А. Реана, «является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста» [5; 230].

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как «обобщенное воспоминание» [2; 231]. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была». Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место в системе познавательных процессов. [6; 247].

З. М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников и пришла к следующим выводам. В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей 4–6 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим функциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Задача взрослых — ускорить развитие этих процессов у детей.

Как же развить память ребенка? Самым простым и распространенным методом является чтение художественной литературы. С самого рождения мы читаем своим детям, поем песни, проговариваем ребенку свои действия, все что видим вокруг, используя все жанры фольклора.

Начиная с 19 века появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа психологи стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густов Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. [3;9].

«Сказкотерапия» — это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации.

Сказкотерапия (с т. з. психологии) — психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации. [1].

В науке сказкотерапия — одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории.

В сказках различают два вида реальности — Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой — опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави существенно изменил его.

Поэтому происходящие в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутреннего, мира нашей души. Поэтому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал нас за то, что мы «уводим» детей от реальности в сказки. Наоборот, сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательна еще тем, что имеет мало ограничений по сравнению с другими подходами. У нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, притча, миф, басня, легенда и т. д.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом: основной акцент, комментарий, принцип, осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях, общие вопросы: что происходит? почему это происходит? (и т. д.).

Наша задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед наминекий жизненный урок.Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочныеситуации с позиции того, каксказочный урок будет намииспользован в реальной жизни,вкаких конкретно ситуациях. [4;137].

Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, и медитативные, могут быть поданы под разными «соусами». Это анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановка, рисование и пр. Однако будем помнить о том, что разнообразные формы «обыгрывания» сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии — в жизненных ценностях, которые несут сказки.

В качестве примера приведем сказку Л. И. Храмцовской, которая комбинирует знания из области математики и счета, и направлена на комплексное закрепление пройденного детьми материала.

«Спасенные буквы». Л. И. Храмцовская.

Мы вновь отправляемся с вами, ребята, в чудесную страну, в которой живут буквы. Присмотритесь: вот идет стройная А с ремешком на поясе, а вот пузатенькая Б в кепочке с козырьком. А вот катится шалунья О, а за ней веселая принцесса И, а с ней важный, похожий на молодой месяц, принц С. В улочке сидит тихая П. Представили? И вот однажды случилась беда. Над страной пронесся страшный ураган и унес шесть букв. И теперь прежней жизни нет, все буквы опечалены.

Только вы можете помочь! Ну что ж, возьметесь помогать стране букв? Тогда в путь! Ведь чтобы войти в страну, нам нужно сделать обратный счет от 20 до 0.

Какие молодцы! Все вам нипочем! Теперь давайте искать буквы! Пропавшие буквы найдет тот, кто запомнил, какие буквы я называла в начале сказки.

Как выглядели эти буквы? А теперь давайте расставим буквы по своим местам. С — на первое место, П — на второе, А — на третье, С — на четвертое, И — на пятое, Б — на шестое, О — на седьмое.

Прочитайте, какое слово получилось, когда радостные буквы взялись за руки?

«Спасибо!»

Это спасенные вами буквы благодарят вас. [4; 59].

Так, совместная деятельность педагога с детьми перестает быть скучной и появляется смысл выполнения заданий (подробнее об этом см. в книге Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»).

Нельзя не отметить, что при помощи таких сказок мы оказываем помощь детям в преодолении эмоциональных проблем, развитии воображения, доверия и уверенности в себе, обучаем навыкам конструктивного общения.

Мудрецы говорят, что самое главное — напитать душу ребенка добром. Наверное, это самая главная задача сказок.

Литература:

1.      http://www.ippt.su/library/dictionary-psychological_terms/skazkoterapiya/

2.      Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967. — 300 с.

3.      Зинкевич — Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст]: учеб. пособие /Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2007. — 176 с.

4.      Зинкевич — Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: практич. пособие /Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.

5.      Психология памяти [Текст]: учеб. пособие / под редакцией Д. Б. Гипперейтер, В. Л. Романова. — М.: Просвещение, 2002. — 816 с.

6.      Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст]: учеб. — метод. пособие / А. А. Смирнов. — М.: 1996. — 362 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, буква, дошкольный возраст, практическая психология, реальная жизнь, Мир Яви, ранний возраст, социальная реальность, старший дошкольный возраст.