Влияние сказкотерапии на развитие и формирование личности ребенка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 26.03.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Шарова, А. В. Влияние сказкотерапии на развитие и формирование личности ребенка дошкольного возраста / А. В. Шарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100954/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье будет прослеживаться тонкая нить, связывающая сказку (фольклор) с этапами формирования личности ребенка, способность с помощью сказки мотивировать, направлять и активизировать лучшие качества ребенка, оценивать действия и последствия.

Ключевые слова : сказка, формирование личности, развитие, ребенок, психологические методы.

Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет.

Из Декларации прав ребёнка, принятой ООН

Давным-давно, люди придумали для детей сказки. Сказки — это своеобразный первый учебник, который в ненавязчивой форме закладывает фундамент, модель поведения, взаимоотношения между людьми, выражение эмоций. Герой, попадая в разные жизненные ситуации, показывает ребенку путь, как можно преодолеть трудности, что повлияло и привело к определенным действиям.

Не зря же есть присказка в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

К примеру, мы рассмотрим русскую народную сказку «Маша и медведь». Где не послушание Маши, привело ее к потере в лесу, Маша заблудилась и попала в дом к медведю. Разговор с незнакомцем в виде медведя, повлек за собой следующие последствия, где Маше пришлось работать и заботится о медведе. Так как девочка была трудолюбивой, это сохранило ей жизнь, и, проявив смекалку, она сумела вернуться домой живой.

Мы живем в большом городе в сложный период времени, когда реалии жизни диктуют свои правила. Но дети, должны оставаться детьми, при этом по средствам сказки они могут учится познавать мир и делать первые шаги в социум.

В настоящее время также существуют именные сказки, написанные конкретно под проблему ребенка, так называемые сказки «Антикапризины». Когда посредством сказочного героя с таким же именем, ребенок, проявляющий агрессию, может задуматься, а почему же происходит так с ним, сможет найти выход к перестройке своего поведения. Ребенок плохо кушающий, начнет кушать, потому что в сказке-то герой кушает овощи и фрукты, потому что они полезны и вкусны. И это не настояния родителей, где ограничения, укоризна, порой восприятия в штыки информации, а просто сказочный герой с таким же именем. Герой не ругает и не требует, а просто на своем примере показывает, как может быть и для чего это все нужно, к чему может привести. У ребенка формируется не осознанная модель подражания.

Цель:

Сказкотерапия — это интегративная деятельность, в воображаемой ситуации, но связанная с реальными действами и общением, направленным на:

  1. Восприятие информации.
  2. Сравнения своего поведения с поведением героя.
  3. Активизацию умственных способностей.
  4. Активность, выраженную в действии.
  5. Самостоятельность.
  6. Выражение себя и своего я в творчестве.
  7. Регулирование ребенка собственных эмоций.
  8. Слушание и запоминание сказки.
  9. Пересказывание самостоятельно и по очереди.
  10. Выражение себя в творчестве.
  11. Рисование сказок.
  12. Придумывание сказок.
  13. Изменение концовки сказки с помощью импровизации.
  14. Игра в кукольный театр по сказкам

На примере сказке, ребенок учится не сдаваться, даже когда ситуация казалась бы безысходная и не имеющая выхода. Взрослея и слушая сказки, дети невольно производят аналогию со своей жизнью. Иногда дети пользуются примерами героев сказок в борьбе со своими страхами и проблемами. Таким образом, сказки и рассказы дают надежду ребенку на нечто важное, что способно улучшить психологическое состояние ребенка.

Рассказывая сказки ребенку на ночь или читая днем, родители сближаются со своими детьми. Многие знают, что вечернее чтение ребенку — одно из лучших средств примирения, а также возможность узнать, чем заполнен внутренний мир ребенка, его переживания, страхи, надежду и желания. Дети видят мир иначе, чем взрослые. Они слушают взрослых, наблюдают за ними, стараются понять и стать похожими на взрослых. Порой дети не умеют справляться со своими эмоциями, закрываются в своем мире сталкивая с повседневными проблемами в общении со сверстниками. Задача взрослого — научить ребенка решать проблемы, научится контролировать себя, размышлять, так чтобы ребенок принял и впитал информацию, а не оттолкнул ее.

Потому что, если ребенку давать готовые ответы для решения проблемной ситуации, то зачастую объяснения не воспринимаются и «отлетают, как об стену горох» — знакомая картина? Либо ребенок не учится думать и принимать свои собственные решения, ожидая, что кто — то будет разрешать сложную ситуацию, а не он сам.

С помощью сказки взрослые формируют гибкое мышление ребенка, где существуют разнообразные ответы не только, да и нет, но и способность обосновать свою мысль и действие, почему так, а не иначе.

Нам часто хочется помочь ребенку, «подсказав» готовый ответ, но на самом деле очень важно научить ребенка самостоятельно искать выход и правильно понимать последствия своих действий.

Взрослые ненавязчиво осуществляют контроль ситуации, помогая идти в нужном русле.

Вспомните, чтобы научится ходить ребенок трансформирует навыки своего тела. В начале лежит, затем осуществляет перевороты, садится, ползает, падает, встает и только затем начинает делать свои первые шаги.

Такую же трансформацию приходится испытывать человеческому мозгу. Посредством получения новых умений, знаний, достижений и общения. Выходя из семьи в социум, ребенок попадает не в типичную среду, где приспосабливается и учится принимать свои собственные решения.

Задача взрослого — самому погрузиться в мир фантазии, волшебства в котором ребенок, чувствует себя, как рыба в воде, комфортно и не принужденно, не скрывая свои эмоции.

Сказка — это язык детства, если вы вспомните его, то вам будет проще найти взаимопонимание с ребенком, общие интересы.

С древних пор сказка — наработанная информация, передаваемая из поколения в поколение, передаваемая простым языком, понятным детям и взрослым. В них поднимаются по-настоящему философские проблемы, осмысление мира. Так структура сказки одинакова во всем мире от Сибири до Южной Америки, она является универсальным источником мудрости.

С другой стороны, следует помнить, что сказки разных народов несут менталитет, обычаи народов, где их придумали. Поэтому ребенка лучше начинать знакомить с сказками своего народа, где ребенок будет впитывать культурные особенности, традиции, нравственное воспитание своего народа, находя общие черты и различия.

Хочется посоветовать читать детям русские народные сказки с красочными иллюстрациями, каждый вечер перед сном.

А. С. Пушкин считал, что «изучение русских народных сказок необходимо для лучшего познания русского языка» По мнению К. С. Станиславского, «Сказка — это средство формирования личности».

Сказкотерапия проводится с учетом возрастных особенностей ребенка.

Важный момент взрослый должен учитывать желания ребенка и не принуждать к чтению и слушанию. Все должно быть обоюдно добровольным. Так же важно помнить о мотивации для чтения. Ведь не все дети могут сразу включится в игру, разгадывании загадок или фантазирование. Некоторые сначала наблюдают за происходящим, лишь позже у них появляется желание самим поучаствовать, послушать и выстроить свою игру, свое творчество и свои эмоции.

Поэтому необходимо учитывать все особенности ребенка и действовать постепенно, хваля за шаг вперед.

Возможно, вначале ребенок будет читать сказки с мамой и папой, а затем понесет свой опыт к своим друзьям в садик или на детскую площадку. Они организуют свой маленький театр, где будут выступать перед своими зрителями.

Главное зажечь искру так, чтобы она горела и поддерживалась долгое время, а не затухла на корню.

Поскольку основным видом деятельности детей является игра, то сказка может быть составной частью игры. Благодаря сказке дети учатся слышать друг друга, пересказывать и сочинять, развивать воображение, речь, артистизм и память.

Заключение.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочу отметить важность и необходимость применения сказок в процессе воспитания и развития детей.

Сказки учат эмоциональности, выражать свои чувства, строить развернутые ответы, у детей проявляется положительный эмоциональный фон. И как результат, ребенок, идя по жизни, будет способен правильно реагировать на встречающиеся трудности, самостоятельно делать выбор и принимать решения. У ребенка будет развиваться положительный настрой. И сформируются необходимые качества в жизни: уверенность в собственных силах, ощущение себя успешным, достойным человеком в своей семье, и обществе.

Читайте своим детям, общайтесь и старайтесь участвовать в жизни своих детей. Ведь если для взрослого проблема может быть не значительной, то для ребенка, она может быть катастрофой способной лишить его спокойствия.

Литература:

  1. Сказки народов мира.
  2. Русские народные сказки.
  3. Сказки русских писателей.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, взрослый, действие, жизнь, задача взрослого, игра, помощь сказки, проблема, сказочный герой.


Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Задать вопрос