Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 27.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, Е. В. Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие / Е. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116849/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей.

Ключевые слова: психологическое насилие, ребенок, убеждение, формирование, поведение, развитие.

В семейной среде психологическое насилие может принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности проявления и влияния на развитие детей. Вот некоторые типы психологического насилия и их проявления:

Высказывания в адрес ребенка: это может включать в себя крик, проклятия, постоянная критика или унижение ребенка. Такое поведение может привести к ухудшению школьной успеваемости, проблемам со сном, развитию пищевых расстройств и психических заболеваний, таких как депрессия и тревога.

Безопасность и стабильность: отсутствие здоровой, безопасной и стабильной среды для ребенка может включать в себя отказ от помощи других людей, не создание безопасного пространства для игры и отдыха, а также отсутствие заботы о ребенке. Это может привести к развитию поведенческих проблем, таких как агрессия, ложь, или попытки угодить взрослым, а также к физическим заболеваниям и рискованным поведениям.

Злоупотребление властью: это может проявляться в виде контроля над жизнью ребенка, ограничения его независимости, принуждения к определенным действиям или отказу от самостоятельных решений. Такое поведение может привести к чувству бессилия, зависимости и низкой самооценке у ребенка. [1]

Унижение и оскорбления: вербальное насилие, такое как называние прозвищ, унижение тела, грубость или презрение, критика жизненных выборов, ненавистные высказывания, предубеждения или оскорбления, могут вызвать у ребенка чувство неполноценности, страха и недоверия к себе и другим людям.

Изоляция: жизнь в доме, изолированной от друзей и семьи, может усугублять ощущение одиночества и отчуждения у ребенка. Это также может способствовать развитию чувства вины и стыда, а также увеличению уровня тревоги и депрессии.

Нагрузка финансовых проблем: семьи, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, могут передавать эту нагрузку на детей, что может привести к стрессу.

Таким образом, исследованные нами типы психологического насилия могут иметь долгосрочные последствия для развития ребенка, включая проблемы с самооценкой, социальными навыками, академическими достижениями и психическим здоровьем. Важно распознавать признаки психологического насилия и предпринимать меры для защиты детей от его негативного влияния.

Процесс формирования личностных убеждений у детей является сложным и многоаспектным, включающим в себя взаимодействие между внутренними и внешними факторами. Этот процесс начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, формируя основу для будущих взглядов, ценностей и поведения.

В возрасте 6–7 лет поведение ребенка теряет непосредственность, в поступках появляется интеллектуальный компонент. Фигура взрослого приобретает для ребенка значение старшего товарища, учителя, и на первый план выходит собственно интерактивный смысл общения. Хорошо известно, что в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью и доверительные отношения со взрослым приобретают совершенно особое значение. [5]

Феномены психологического насилия, к которым в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию, то есть лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви, что может повлечь серьёзные нарушения эмоционального развития [2]; симбиоз, то есть изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, служащее исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности [3]; унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует, играют ничуть не менее важную роль в этиологии (раздел медицины, посвященный изучению причин и условий возникновения болезней) [3] личностных расстройств. Как отмечает Е. Т. Соколова, «... до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь «острой» трактовки. Сегодня, особенно в свете накопленного опыта психотерапевтической работы, их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие» [4].

Психологическое насилие оказывает значительное влияние на процесс формирования личностных убеждений у детей, приводя к ряду негативных последствий для их развития и поведения. Ниже представлены основные аспекты влияния [5]:

  1. Формирование виктимной (жертвенной) личностной организации: психологическое насилие, особенно в виде депривации и симбиоза, может привести к формированию у ребенка виктимной личностной организации. Это означает, что ребенок может стать склонным к тому, чтобы вызывать на себя то или иное насильственное воздействие в будущем, что становится основой для его последующего поведения и отношений.
  2. Патогенное родительское воспитание: патогенное родительское воспитание, включающее в себя насилие и конфликты, может оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Это приводит к тому, что мир для таких детей остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным, что в свою очередь влияет на формирование их личностных убеждений и поведения.
  3. Неопределенность границ и идентичности: психологическое насилие может привести к неопределенности границ тела ребенка и его половой идентичности. Это может затруднить для ребенка процесс своевременной идентификации и оказания сопротивления попыткам насилия над ним, что также влияет на формирование его личностных убеждений.
  4. Пограничное личностное расстройство: исследования М. Стоуна [7], Дж. Герман и соавт. [8], а также Р. Огата [9] показывают, что дети, пережившие сексуальное насилие или жестокое обращение в детстве, часто страдают от пограничного личностного расстройства. Это расстройство характеризуется нестабильностью в межличностных отношениях, нестабильностью самооценки и самосознания, а также нестабильностью в поведении и эмоциях.

Психологическое насилие оказывает глубокое влияние на формирование личностных убеждений у детей, приводя к развитию негативных паттернов поведения и личностных расстройств. Это подчеркивает важность профилактики и лечения психологического насилия для обеспечения здорового развития детей.

Формирование таких личностных убеждений, которые отрицательно влияют на жизнь ребёнка, может привести к ряду негативных последствий, которые могут затруднить их развитие и социальную адаптацию. В качестве примеров приведём некоторые из потенциальных последствий:

Недостаточная самооценка и низкая самоэффективность: Если дети формируют негативные или некорректные убеждения о себе, это может привести к низкой самооценке, чувству неполноценности и недостаточной самоэффективности. Это может затруднить их способность к успешной социализации и достижению личных и профессиональных целей.

Проблемы с социальной адаптацией: Некорректные личностные убеждения могут мешать детям устанавливать и поддерживать здоровые межличностные отношения. Это может привести к изоляции (избеганию социальных взаимодействий), конфликтам и проблемам в социальном окружении.

Психологические расстройства: формирование отрицательно влияющих личностных убеждений может способствовать развитию психологических расстройств, таких как депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство. Это может негативно сказаться на качестве жизни ребенка и его способности к нормальному функционированию.

Проблемы с эмоциональным регулированием (нарушения в поведении): Некорректные личностные убеждения могут привести к развитию нежелательных поведенческих реакций, таких как агрессия, избегание, негативное отношение к учебе и другим аспектам жизни.

Повышенный уровень стресса и тревоги: Постоянное насилие может вызвать высокий уровень стресса и тревоги, что может негативно сказаться на физическом здоровье ребенка, включая проблемы со сном, аппетитом и иммунной системой.

Проблемы с обучением и академическими достижениями: Психологическое насилие может привести к ухудшению академической успеваемости и поведения в школе, включая снижение мотивации, ухудшение концентрации внимания и увеличение числа дисциплинарных нарушений.

Проблемы с выбором карьеры и жизненными решениями: формирование отрицательно влияющих личностных убеждений может затруднить выбор карьеры и принятие жизненных решений. Дети могут испытывать трудности в определении своих интересов, талантов и жизненных целей.

Недостаток гибкости мышления: Некорректные личностные убеждения могут привести к упрощенной или фиксированной схеме мышления, что ограничивает способность ребенка адаптироваться к изменениям и принимать новые идеи.

Для минимизации этих негативных последствий важно обеспечить детям формирование положительно влияющих личностных убеждений, поддерживая их самооценку, помогая им развивать позитивные отношения и предоставляя возможности для развития и самовыражения. Также ребенку необходимо безопасное пространство, где он будет чувствовать себя защищенным и поддерживаемым. Это может включать в себя создание положительной домашней атмосферы, где ребенок будет слышать слова поддержки и понимания. Кроме того, профессиональная помощь, включая психотерапию и консультирование, может быть очень полезной для детей, переживших психологическое насилие. Терапевты и психологи могут помочь ребенку выразить свои чувства, понять и переосмыслить произошедшее, а также разработать стратегии того, как можно постараться справиться с травматическими воспоминаниями. Примерами таких техник являются [6]: техника «Письмо»: письмо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй…» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы ребёнок понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Перед ребёнком стоит задача описать его проблему настолько детально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Часто после написания письма ребёнок начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.

Техника «Пустой стул»: эта техника является одной из самых распространенных в гештальт-терапии и психодраме. Специалист ставит стул напротив ребёнка и предлагает поместить на него отсутствующее лицо, друга или отдельную черту характера, эмоцию, значимую для него: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит…» Возможность обратиться к воображаемому другу позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.

Также развитие у ребенка навыков саморегуляции, таких как дыхательные упражнения, медитация и прогрессивное расслабление, может помочь ему управлять своими эмоциями и реакциями в ответ на стрессовые ситуации. Например, во время ссоры с родителями вместо ответного повышения голоса, постараться абстрагироваться от нервирующей обстановки, глубоко дышать ради успокоения, в первую очередь, сердца, и дождаться, пока родители не придут в себя. Но очень важно, чтобы именно родители умели останавливаться вовремя, чтобы не кричать и не выплёскивать свой гнев на детей, потому что взрослыми людьми являются именно родители, а не ребёнок.

Помимо вышесказанного, включение родителей и других важных взрослых в процесс восстановления ребенка может значительно повысить эффективность работы. Это может включать советы и рекомендации по воспитанию, а также совместное планирование и реализацию программ восстановления для ребенка.

Невероятно важным этапом при восстановлении здоровья ребёнка является помощь ребенку в установлении и поддержании здоровых социальных связей может помочь ему чувствовать себя более уверенно и принимать участие в социальной жизни без страха повторения травматических событий. Например, помощь ребёнку воспитателями в детском саду с установлением коммуникационных связей со сверстниками путём непосредственного знакомства ребёнка с ними воспитателем, то есть, чтобы каждый ребёнок подошёл и познакомился с новеньким, проявил дружелюбие и позвал играть вместе. Такое отношение со стороны сверстников поможет ребёнку понять свою ценность и нужность в обществе. Также в качестве примера представлен рекомендуемый информационный плакат «Права ребёнка» для детских дошкольных учреждений, разработанный студенткой ДВФУ, группы Б4122–37.03.02, Абрамовой Е. В. (рис. № 1):

Информационный плакат «Права ребёнка»

Рис. 1. Информационный плакат «Права ребёнка»

Итак, Формирование личностных убеждений у детей — это сложный и многогранный процесс, который зависит от взаимодействия внутренних и внешних факторов. Он начинает проявляться уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни, определяя фундамент для будущих мировоззрений, ценностных ориентиров и поведенческих паттернов. Когда ребенок отказывается от своих основных потребностей, чувств и взглядов ради удовлетворения ожиданий, страхов или принципов воспитания со стороны родителей, происходит психологическое насилие. Также психологическое насилие может проявляться через изменения в поведении ребенка, такие как избегание определенных ситуаций, снижение интереса к учебе или хобби, появление тревоги или депрессии, изменение в общении с другими людьми (стеснительность, агрессия) и физические симптомы, такие как головные боли или болезни.

Для уменьшения отрицательного влияния при формировании личностных убеждений необходимо способствовать положительному развитию этих убеждений у детей, укрепляя их самооценку, способствуя установлению позитивных межличностных связей и предоставляя условия для их развития и самовыражения.

Не может быть недооценена также важность раннего выявления и профессиональной помощи для детей, переживших психологическое насилие. Терапевтические и образовательные программы, направленные на восстановление и укрепление личностных убеждений, являются неотъемлемой частью процесса лечения и восстановления после пережитого насилия. Также крайне важно создание безопасной и поддерживающей среды для детей, которая бы способствовала их психологическому здоровью и благополучию.

В целом, работа над этой темой подчеркивает необходимость комплексного подхода к лечению и восстановлению детей, переживших психологическое насилие, а также поднимает вопросы о необходимости дальнейшего развития и совершенствования методов и программ поддержки для таких детей.

Литература:

  1. Gupta, S. What Is Psychological Abuse? / S. Gupta // very well mind. 2022. — URL: https://www.verywellmind.com/psychological-abuse-types-impact-and-coping-strategies-5323175#:~:text=Signs %20of %20Psychological %20Abuse&text=Making %20excuses %20for %20the %20partner's,be %20more %20indecisive %20and %20insecure.
  2. Руководство по психиатрии: в 2 томах / под ред. Г. В. Морозов; ред.-сост. Т. Б. Дмитриева. — Совместное издание (СССР-ГДР-ЧССР-ВНР-СРР-ПНР). — Москва: Медицина, 1988. — Т. 1. — 1988. — 640 с.
  3. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова, Е. С. Гладкова [и др.]. — Москва: ЭКСМО, 2007. — 543 с.
  4. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvrАргус, 1995.
  5. URL: https://kpp-bgpu.ucoz.ru/publ/ilina_s_v_vlijanie_perezhitogo_v_detstve_nasilija_na_vozniknovenie_lichnostnykh_rasstrojstv/1–1–0–83
  6. URL: https://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/Luchshie-praktiki-po-sotsialnomu-soprovozhdeniyu-detej-i-podrostkov-postradavshih-ot-zhestokogo-obrashheniya.pdf
  7. Stone M. H. Essential papers on borderline disorder. N. Y.: Penguin, 1986.
  8. Herman J. L., Russel D., Trocki K. Longterm effects of incestuous abuse in childhood // Am. J. Psychiatry. 1986. V. 143. P. 12931296.
  9. Giles Th. R. (ed.) Handbook of effective psychotherapy. N. Y.: Plenum Press, 1993.


Задать вопрос