Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: самоотношение, самосознание, подростковый возраст, группа риска, девиантное поведение.
The article is devoted to the study of self-attitude of teenagers of «risk group» with the results of research. The research examines self-attitude, its components, the influence of distortion of self-attitude on the causes of deviant behavior of teenagers.
Key words: self-attitude, self-awareness, adolescence, risk group, deviant behavior.
В научной литературе подростковый возраст квалифицируется как опасный для полноценного личностного развития.
На развитие личности человека влияет наследственность, среда, собственная практическая деятельность человека, воспитание, писал Б. Г. Ананьев. Необходимо учитывать комплекс всех факторов, чтобы отнести подростка в категорию «группа риска» и оказать психологическую помощь на данном этапе взросления.
Термин «children at risk» стал использоваться в научной литературе после 80-х годов двадцатого столетия.
В группу риска входят подростки, которые не в состоянии без квалифицированной помощи преодолевать трудности возраста по биологическим, генетическим, социально-психологическим причинам.
К этой категории так же относят подростков, которые нарушают социальные нормы, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, мстительности, дерзости, агрессивности. (М.Раттер). [11].
Группу риска также представляют:
– подростки, которым необходима медицинская помощь, которые легко впадают в депрессивные состояния;
– социально дезадаптированные подростки с отклоняющимся и предпреступным поведением;
– подростки, которые испытывают затруднения при освоении учебного предмета;
– подростков с не дисциплинированным поведением, за которым скрывается плохая адаптация к жизни, неумение проводить анализ своих поступков и оценивать ситуацию.
В категорию группа риска, по работам Дубровиной И. В., входят подростки с нарушениями в интеллектуальном развитии, с заболеваниями ЦНС, инвалиды, опекаемые подростки и сироты, подростки из социально-опасных семей (дисфункциональных), подростки, подвергшиеся различным видам насилия, подростки — жертвы межнациональных и техногенных катастроф.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введён термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» как синоним понятия «дети группы риска».
Искажение элементов самосознание оказывает очень большое влияние на поведение подростка. Оценка себя, своих возможностей и личных качеств становятся важнейшим условием эмоционального благополучия. Центральным детерминирующим компонентом, определяющим содержание установок на себя и самовосприятие, является самоотношение вструктуре самосознания подростков, а критерием поступков подростка самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей.
Б. Г. Ананьев, В. В. Столин В. Н. Мясищев, И. С. Кон, И. И. Чеснокова, К. Роджерс, Р. Берне, К. Хорни пишут, что позитивное самоотношение как фактор психического здоровья, является благополучным фактором для функционирования в обществе. Авторы приводят данные исследований, что эта сфера при психических заболеваниях поражается в первую очередь.
Главным компонентом «Я-концепции» является самоотношение и лежит в основе формирования рефлексии и аутосимпатии, самопринятия, самоуважения, самоценности, самооценки, самоуверенности, которые объединяются в отрицательное отношение или положительное к себе. Позитивное формирование самоотношения является важным становлением –субъективности личности, ведущее к успешной самореализации. Как динамическое образование, самоотношение формируется и развивается с момента формирования самосознания.
Центральный компонент в структуре самосознания — самоотношение как процесс отношения, получения знаний о себе [10].
Самоотношение состоит из когнитивного, эмоционального и конативного компонентов.
В плане самосознания когнитивная структура — это процессы мышления, ощущения, воображения, восприятия, представления, памяти. Процессы восприятия дают информацию о самом себе. Форму и содержание деятельности в подростковом возрасте определяет самовосприятие. Социальной регуляцией межличностных отношений выходит умение ставить себя на роль другого. Мыслительные процессы посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения вырабатывают мнение о самом себе. В процессе самопознания, подросток наделяет себя определенными свойствами, мотивирует своё поведение, объясняя себе и другим причины собственных поступков, а в процессе воображения — (возможное и идеальное «Я», механизм которого заключаются внешне ситуационными или внутренними состояниями, а их действие — соотнесением и соизмерением), — представляет себя в возможных и идеальных представлениях о своей жизни, проектирует собственную жизнь.
Эмоциональный компонент — это установка относительно себя: аутосимпатия и уважение себя, восхищение или недовольство собой, ненависть к или любовь себе.
Конативный компонент — внутренние действия в свой адрес и готовность к таким действиям: отношения к себе в диалоге с собой, самоуверенность, одобрение самого себя, доверие к себе или наоборот самообвинение, самобичевание, так же самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других.
Схемы действий относительно самого себя осуществляются по-разному, в зависимости как подросток относится к себе.
Все компоненты тесно переплетены между собой.
Самоотношение является системой саморегуляции, организации своего поведения с результатами эмоционально-ценностного отношения к себе и самопознания.
Под влиянием эмоциональных факторов находятся процессы когнитивного анализа, которые оказывают ход действий в поведении подростка, а отсюда эмоциональное отношение к самому себе — это процесса познания и самопознания себя.
Регуляторной функцией самоотношения является: отношение на поведение, самовосприятие и восприятие других людей. В психологической литературе эмоциональным компонентом самосознания является самоотношение или эмоционально — ценностное самоотношение, — это вид эмоционального переживания к тому, что подросток узнает, понимает, «открывает» относительно самого себя, и через который осознает ценностный смысл собственных отношений к себе, а самопознание проявляется в самоанализе и самоосмыслении действий и поступков.
В подростковом возрасте и на других этапах жизненного развития самооценка меняется в зависимости от обстоятельств. При получении обратной связи мнения о себе самоотношение подростка изменяется в соответствии с уровнем его психологического развития
Самоотношение является продуктом развития личности, — это процессы переосмысления, мотивы и смыслы действий и поступков.
Подростковый возраст- поиск самого себя, и особенности отношения к себе становятся наиболее значимыми в развитии личности. Становление личности подростка имеет склонность возникновению различных форм девиации.
Самоотношение базируется на трех уровнях психологической деятельности подростка: самосознания (смысловой центр личности), деятельности икак субъект деятельности. Ив той или иной деятельности подросток осмысливает себя как субъект деятельности, а самоотношение становится установкой к тому или иному поведению.
Критерии оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе меняются под воздействием психологических и ситуационных факторов: подросток ставит себя как личность исключительную выше других, но сомневается в себе, а в сознание старается не допускать эти сомнения. [1].
Со стороны окружающих его сверстников и взрослых, у подростка высокая потребность в положительном отношении к себе как личности. [12]
В. С. Мерлин писал, что самоотношение — эмоциональный компонент самосознания, опирающийся на самопознание и создающий предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития [8].
Психосоциальные противоречия наблюдаются и при условиях нормального развития, и все же, не каждый подросток является объектом «группы риска».
Если рассматривать подростков «группы риска», — подростков сотклоняющимся ипредпреступным поведением, социально дезадаптированных, негативное эмоциональное состояние препятствует полноценному развитию самосознания подростка и ведет к противоправному поведению: негативная триада проявляется в самоотношении как реакция отвращения по отношению к самому себе, своему текущему опыту, к окружающим и отношению к собственному будущему.
Отношению к самому себе — в зависимости от структуры личностного психотипа) может быть связана у шизоидная, сенситивно-шизоидная структура личности с непринятием самого себя. Подросток считает себя ущербным, свои неудачи склонен объяснять физическими и психологическими дефектами.
Второй компонент триады является отношение своему текущему опыту, к окружающим — это склонность (например, истероидная структура личности) кнегативной интерпретации своего текущего опыта взаимодействия с социумом. Он считает, что на пути непреодолимые препятствия для его целей и что общество недооценивает его способности.
Третий компонент — негативным отношением (например, циклоидная структура личности на фоне спада настроения до уровня гипотимии, дистимических переживаний) к собственному будущему. В будущем подросток видит только череду неприятных ситуаций [34].
Самоотношение подростков сделинквентным поведением— это высокая зависимость собственной оценки от мнения окружающих и внешних обстоятельств, чаще отмечается у девушек.
Высокое самообвинение при низкой самооценке с низкой закрытостью проявляется в демонстрации своих отрицательных качеств. Искажения самоотношения проявляются в неготовности изменениям в своей жизни. Отрицательное воздействие на социальное поведение и эмоциональное состояние оказывает на низкое самоуважение подростков сделинквентным поведением, которое ведёт к устойчивому чувству неполноценности, ущербности. Свою личность он хочет утвердить среди окружающих и хочет, чтобы его заметили. Отсюда — тенденция к манифестации себя в разных формах и стремление выделиться среди сверстников: в неприятии общепринятых положений и норм, правил, в манере двигаться, говорить, одеваться.
Подростки группа риска, которым необходима медицинская помощь (психиатрическая), легко впадают в депрессивные состояния, у них неадекватность и чувствительность к реакциям окружающих, самоотношение чаще всего отрицательное, конфликтное, их поведение имеет тенденцию к отклоняющемуся поведению, у некоторых сопровождается приемом алкогольных напитков.
У подростков синтеллектуальными нарушениями к искажению самосознания, которое формируется значительно позже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, и в первую очередь — самоотношения, ведет специфическое взаимодействие когнитивных и аффективных процессов.
У подростков-сирот отмеченонегативное самоотношение с высоким уровнем тревожности. В дисфункцинальных семьях на формирование структур самоотношения большое влияние оказывает стиль семейного воспитания, где в большинстве случаев подростки предоставлены самим себе или же группам сверстников. В обоих случаях негативно влияет на формирование самоотношения неудовлетворенность потребностей: любовь, понимание близких и окружающих людей. Недостаточное самопринятие, отсутствие симпатии к себе сопровождаются искаженными эмоциями, внутриличностной конфликностью. У них редки ощущения собственной ценности личности, положительная оценка себя. Негативное самоотношение приводит к такой психологической защите, как «деградация».
У подростков с девиантным поведением когнитивный компонент самоотношения отличается незрелостью.
У всех подростков «группы риска» самоотношение становится ведущим элементом склада личности, регулирующих поведение.
Целью данной работы является выявление особенностей самоотношения у «группы риска».
Нами проведены исследования среди подростков 13–15 лет «группы риска»: подростки, которым необходима медицинская помощь и с заболеваниями ЦНС, подростки с не дисциплинированным поведением, с нарушениями в интеллектуальном развитии, опекаемые подростки, подростки из социально-опасных семей (дисфункциональных) по методикам: методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеев (МИС), тест «Автопортрет» Р. Бернса, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Опросник СПА).Всего приняло в исследование 12 человек.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике исследования самоотношения С. Р. Пантилеева (МИС) подростков) показал, что у большинства подростков — закрытость новому опыту, низкие значения в самоуважении и саморегуляции, сомнения в своей личности, интерес к миру противоречив, существует отрицание проблемы своего поведения. У восьми из 12 человек по шкале «Самобвинение» и «Внутренняя конфликтность» — несколько низкие значения.
Шкала «Закрытость» (9 стенов) показала защитное поведение, причиной которого может быть неумение находить диалога с самим собой (низкий навык рефлексии) или же нежелание обнаружить в себе существование личностных проблем.
Шкала «Самоуверенность» (2 стена) — показала неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях и способностях. Недоверие к своим решениям, сомнения в преодолении трудностей, достижения поставленных целей. Побружонность в свой мир и в свои проблемы, напряженность.
Шкала «Саморуководство» — 2 стена (низкие значения) говорят о зависимости «Я» от обстоятельств- внешних, а также событий. Саморегуляция ослаблена. Причиной проблем считаются внешние обстоятельства, а не сама личность. Переживания по поводу собственного «Я» наблюдаются с внутренним напряжением
«Отраженное самоотношение» — низкие значения (2 стена) показывают то, что подростки относятся к себе как к неспособные быть уважаемыми в глазах других,что вызывают в оценке других лишь осуждение. Поддержку и одобрение от людей не ждут.
О глубоких сомнениях в своей исключительности говорит шкала «Самоценность»- низкие значения (2 стена).
Шкала «Самопринятие» — низкие значения (2 стена) показывают на общееотрицательное восприятие себя, недостаточном самопринятии.
Высокие значения в шкале «Самопривязанность» — (9 стенов), говорят о ригидности «Я»-концепции.
Ощущение значительности самого себя затрудняет самосовершенствование и саморазвитие.
Шкала «Внутренняя конфликтность» — высокие значения (7 стенов) говорит о преобладании негативного фона отношения к себе. Подростки находятся в состоянии постоянного контроля над своим «Я», самокопании, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств.
5 стенов по шкале «Самообвинение» подтверждают о избирательном отношении. Действия и поступки совмещаются агрессией в сторону окружающих (вербальной или невербальной).
Методикой диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Опросник СПА) факторы дезадаптированности выявлены у двоих испытуемых: наличие защитных механизмом и барьеров, дисгармоничности в принятии правильных решений. По шкале «Принятие себя» — у больше половины низкие значения. Подростки испытывают эмоциональный дискомфорт, у 3- экстернальный локус контроля (причины неуспешности приписываются случаю, окружающим)
Анализ результатов по тесту «Автопортрет» также выявил особенности самосознания, в том числе самоотношения. По классификации Рида, 8 человек оказались эмоциональными интровертами, остальные 4- экстравертами. Рисунки говорят о чувствительности чужому мнению, у юношей- агрессивность, подозрительность, недовольство собой- у 8 испытуемых. Изображение себя в противоположность радости указывает о противоположной реально переживаемое личностью. Степень сильного нажима говорит о напряженном состоянии.
И. С. Кон, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, Д. И. Фельдштейн и другие отмечают, что критическим для формирования самоотношения является подростковый возраст, так как данный этап возрастного развития обусловлен противоречивость и неоднозначностью развития самоотношения в структуре самосознания. Это мост, кем подросток сейчас является и взрослым, которым он станет.
Таким образом, взаимосвязь самоотношения и поведения, особенно асоциального поведения, является значительным для внимания в научном исследовании и в научном мире.
Литература:
- Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. е. П. Белинская О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003–475 с.
- Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 1986–347 с.
- Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. — Союз, 2002.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. — М.: Союз, 1996.
- Колышко A. M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А. М. Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004.
- Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977.-144 с
- Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон — М.: Просвещение, 1989. — 430с.
- Мерлин B. C. Самосознание / В. С. Мерлин //Психология индивидуальности: избранные психологические труды/ Под ред. Е. А. Климова,- Москва, 2005.- 542 с.
- Пантилеев С. Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. — М.: МГУ, 1991. — 110 с.
- Психология подростка. Учебник/ под ред. А. А. Реан. — СПб. «Прайм — еврознак», М. «Олма-Пресс» 2004.- 480 с.
- Раттер М.Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ.ред.А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с: ил.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн — М.: Институт практической психологии, 1996. — 345с.
- Хухлаева О. В. Особенности самосознания. Психология подростка — М.,2004 г.- 480 с.
- Шадура А. Ф. Отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентации личности подвергающихся наркотизации подростков и юношей // В сб.: Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. проф. В. С. Мухиной. — М., 1989. -223 с.
- Мухина, В. С. Феноменология развития и бытия личности/ В. С. Мухина — М.: МПСИ, 1999. — 456с.