Настоящая статья посвящена вопросам правового разграничения полномочий между федеральными органами власти, субъектами и местными органами власти. Изучаются пробелы правового регулирования и противоречия законодательства. Делается предложение по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: полномочия, разграничение, органы власти, землепользование и застройка.
This article is devoted to the issues of legal differentiation of powers between federal authorities, subjects and local authorities. Gaps in legal regulation and contradictions in legislation are studied. A proposal is made to improve legislation in this area.
Keywords: powers, delimitation, authorities, land use and development.
В настоящее время Конституция РФ не содержит четкого разграничения полномочий в сфере землепользования и застройки на землях, относящихся к различному уровню ведения. Вместе с тем полномочия в сфере землепользования и застройки регламентированы в Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ. Ко всему прочему, указанные полномочия закрепляются в Законах субъектов, нормативных правовых актов муниципальных образований.
Так, согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям муниципальных органов относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (далее — ПЗЗ) [1].
Таким образом, федеральный законодатель наделяет муниципалитеты полномочиями по разработке нормативных правовых актов в данной сфере на территории муниципальных образований, но исключительно с учетом Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и иных норм федерального законодательства, оставляя тем самым за собой основное полномочие в указанной сфере, хотя оно прямо и не предусмотрено ни ст. 9 Земельного кодекса РФ, ни ст. 6 Градостроительного кодекса РФ [2].
Следовательно, решающее место в системе полномочий по линии нормативного регулирования землепользования и застройки принадлежат федеральным органам власти. Положения муниципальных нормативных правовых актов в данной сфере принимаются во исполнение и в развитие норм федерального законодательства и не должны противоречить ему. В некоторых случаях такие документы проходят согласование в уполномоченных органах государственной власти РФ и субъектов РФ (п. 7.2 ч. 1 ст. 6, ст. 7 ГрК РФ).
Для Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга ст. 63 Градостроительного кодекса РФ установлены особенности. ПЗЗ на территориях указанных городов утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, что обусловлено особым правовым статусов — города федерального значения.
В то же время, нельзя не отметить, что ст. 32 Градостроительного кодекса РФ для иных субъектов Российской Федерации (помимо согласования проектов ПЗЗ) отведено одно полномочие в данной сфере — определить какой из органов муниципалитета уполномочен на утверждение ПЗЗ — представительный или исполнительный (местная администрация) [3].
В данной связи, возможно сделать вывод о преобладании полномочий Федерации в вопросах землепользования и застройки, их тесной взаимосвязи с полномочиями органов местного самоуправления, при одновременном ограничении полномочий в указанном вопросе органов власти субъектов РФ.
Возвращаясь к вопросам регулирования полномочий в анализируемой сфере стоит заострить внимание на согласовании проектов ПЗЗ муниципальных образований. Как было отмечено, такие проекты в силу ст. 6 и ст. 7 Градостроительного кодекса РФ проходят согласование, в случаях, установленных Кодексом. Однако дублируя фактически одно и то же полномочие на разных уровнях власти: федеральном и региональном, законодатель не совсем четко определяет перечень случаев, когда такое согласование осуществляется с федеральным органом исполнительной власти, а когда с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государство при формировании новой политики должно учитывать объективную потребность в развитии землепользования и застройки. Для этого требуется новая редакция Градостроительного кодекса РФ, четко разграничивающая полномочия органов власти различных уровней в вопросах утверждения и согласования ПЗЗ. Указанное позволит обеспечить эффективность и устойчивость землевладения, рациональное использование и охрану земель.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 44. 29.10.2001. ст.ст.4147, 4148.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.16.
- Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (с изменениями на 29 июня 2023 года) // Собрание законодательства Пермского края. № 8. 21.09.2011.
- Ермолаева М. Х. Правила землепользования и застройки территории // Экономика и социум. 2019. № 9 (64). С. 110–112.