Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений (на примере муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Низамов, А. А. Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений (на примере муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан) / А. А. Низамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116147/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье рассматриваются особенности разграничения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений. Проводится правовой анализ разграничения полномочий между органами местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципалитеты, сельские поселения, власть, разграничение, полномочия, местное самоуправление.

The article discusses the peculiarities of the division of powers between local governments of municipal districts and rural settlements. A legal analysis of the division of powers between local governments is being carried out.

Keywords : municipalities, rural settlements, government, delimitation, powers, local self-government.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе одной из важнейших составляющих является местное самоуправление. Оно представляет собой систему органов власти, осуществляющих управление на территории определенного населенного пункта Местное самоуправление направлено на решение проблем и вопросов, касающихся жизни и благополучия жителей данной территории [4].

Местное самоуправление — это форма участия граждан в управлении делами местного значения через выбранные органы власти. Оно предполагает передачу определенных полномочий на уровне муниципальных районов и сельских поселений для решения вопросов, касающихся конкретной территории.

Органы местного самоуправления — это выборные или назначаемые структуры, ответственные за управление муниципалитетом. Они принимают решения по важным вопросам развития территории, социальной политики, благоустройства и другим аспектам, влияющим на жизнь местных жителей [9].

Муниципальные районы играют важную роль в системе местного самоуправления. Они представляют собой административно- территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют определенные функции и полномочия, включающие в себя решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории, организацию здравоохранения, образования и культуры.

Сельские поселения также играют значительную роль в системе местного самоуправления. Они представляют собой территориальные образования, объединяющие сельские населенные пункты. Органы управления сельским поселением занимаются решением вопросов, связанных с развитием сельского хозяйства, инфраструктуры, а также социальной сферы. Сельское поселение занимается более узкоспециализированными задачами. К ним относятся содержание и развитие сельской инфраструктуры, обеспечение жителей жильем и коммунальными услугами, а также проведение мероприятий по развитию сельского хозяйства. Сельское поселение более ориентировано на потребности конкретных сельских территорий и их жителей [14].

Различия в полномочиях между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений заключаются в основном в сферах ответственности. Если муниципальные районы более ориентированы на управление крупными городскими территориями и предоставление широкого спектра услуг, то сельские поселения фокусируются на потребностях сельского населения и развитии сельской инфраструктуры [15].

Таким образом, разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений позволяет эффективно управлять территориями различного типа. Основное различие между полномочиями муниципальных районов и сельских поселений заключается в том, что первые более ориентированы на развитие городских и пригородных территорий, в то время как вторые фокусируются на потребностях сельского населения. Это позволяет более эффективно использовать ресурсы и решать актуальные проблемы каждой конкретной территории [8].

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Критерии эффективности разграничения полномочий в органах муниципального управления по решению вопросов местного значения заключаются в разграничении полномочий по вопросам местного значения на уровне муниципального района, городского и сельского поселений.

Глава администрации муниципального района является высшим должностным лицом и руководителем исполнительной власти района. Он осуществляет руководство деятельностью администрации, представляет интересы муниципального образования, в свою очередь, занимаются вопросами, касающимися непосредственно сельского хозяйства, развития инфраструктуры сельских территорий, оказания социальной поддержки населению, благоустройства территории и другими аспектами, связанными с жизнедеятельностью сельского населения. Глава администрации сельского поселения решает вопросы местного значения.

В муниципальном районе Буздякского района Республики Башкортостан, как и во всех других районах России, существует четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления.

Глава администрации района отвечает за общие вопросы развития района, в то время как главы администраций сельских поселений заботятся о конкретных потребностях.

Глава муниципального района Буздякский район РБ выполняет полномочия по решению следующих вопросов местного значения согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Деятельность администрации МР Буздякский район РБ в минувшем 2023 году строилась в соответствии с федеральным законодательством, Уставом муниципального района. Вся работа администрации направлена на решение вопросов местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3].

На протяжении всего года администрация Буздякского района продолжала свое участие в реализации федеральных и республиканских программ, включая инициативы, связанные с городским развитием, поддержкой инфраструктуры и территориальным совершенствованием.

Ключевые области включали предоставление важных услуг, таких как водоотведение, отопление, электроэнергия и газоснабжение; санитария и гигиена; уличное освещение; и меры пожарной безопасности. Для достижения этих целей администрация организовала повседневную работу, подготовила нормативную документацию и предоставила персонализированные приема для граждан через различные каналы [10].

Сотрудничество между администрацией, жителями, старшими представителями жилья, организационными лидерами и институциональными заинтересованными сторонами играло ключевую роль в достижении прогресса в течение этого периода. Хотя была проведена большая работа по улучшению условий жизни, несколько проблем остаются нерешенными. Ожидается, что совместные усилия со стороны общества, муниципальных органов власти и правительственных учреждений в конечном итоге решит эти основные проблемы [5].

Несмотря на препятствия, поставленные санкционными ограничениями, район сохранил свою позицию в ключевых экономических секторах и добился значительного прогресса в достижении своих целей.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 10 июня 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, перенес неоднократные реформы. При рассмотрении последних поправок, как преимущества, так и недостатки становятся очевидными.

Значительные преимущества включают:

– способность дифференцировать сферы компетенции федеральных, региональных и местных органов власти;

– Независимость в разработке программ и планов социально-экономического развития муниципальными учреждениями и местными бюджетами;

– Установление самоустойчивого потока доходов через местное налогообложение и пропорциональное распределение регулируемых налогов.

Однако есть и несколько ограничений:

– высшие органы власти (федеральные и региональные) расширили свою сферу вмешательства в местные дела;

– снижение финансовой автономии муниципалитетов, что приводит к снижению бюджетной независимости;

– в настоящее время нет возможности расширить налоговую базу через дополнительные потоки доходов.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно определяет порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, их осуществления, а также контроля за выполнением переданных полномочий, включающего возможность давать прямые обязательные предписания органам местного самоуправления в случаях нарушения ими закона. Четкое разграничение полномочий между муниципальным районом и сельскими поселениями позволяет эффективнее управлять территорией и решать проблемы, с которыми сталкиваются жители. Муниципальные органы взаимодействуют с сельскими поселениями, обеспечивая координацию действий и оптимизацию использования ресурсов. Это способствует развитию социальной, экономической и культурной сфер на местном уровне.

Таким образом, разграничение полномочий между муниципальным районом и сельскими поселениями на примере Буздякского района Республики Башкортостан играет важную роль в обеспечении эффективного управления территорией и улучшении качества жизни жителей. Понимание компетенций каждого уровня позволяет оптимизировать процессы и сделать управление более прозрачным и результат [11].

В современной России система местного самоуправления играет важную роль в организации жизни населения на местах. Она представляет собой сложную структуру, включающую в себя органы управления как муниципальных районов, так и сельских поселений. Разграничение полномочий между этими двумя уровнями власти на примере Буздякского района Республики Башкортостан имеют широкий спектр полномочий, включающих в себя управление социально-экономическим развитием района, утверждение бюджета, организацию жилищно- коммунального хозяйства, земельные отношения и многое другое [13].

Глава администрации муниципального района является высшим должностным лицом и руководителем исполнительной власти района. Он осуществляет руководство деятельностью администрации, представляет интересы муниципального образования, в свою очередь, занимаются вопросами, касающимися непосредственно сельского хозяйства, развития инфраструктуры сельских территорий, оказания социальной поддержки населению, благоустройства территории и другими аспектами, связанными с жизнедеятельностью сельского населения. Глава администрации сельского поселения решает вопросы местного значения. В муниципальном районе Буздякского района Республики Башкортостан, как и во всех других районах России, существует четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления. Глава администрации района отвечает за общие вопросы развития района, в то время как главы администраций сельских поселений заботятся о конкретных потребностях населения. Четкое разграничение полномочий между муниципальным районом и сельскими поселениями позволяет эффективнее управлять территорией и решать проблемы, с которыми сталкиваются жители. Муниципальные органы взаимодействуют с сельскими поселениями, обеспечивая координацию действий и оптимизацию использования ресурсов. Это способствует развитию социальной, экономической и культурной сфер на местном уровне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023)// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023)// Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  4. Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023)// Собрание законодательства РФ, Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
  5. Ахоян, А. С. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления / А. С. Ахоян // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Ежегодный международный сборник научных статей / Под общей редакцией Л. В. Фотиной. — Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. — С. 28–31
  6. Атарщикова, Е. Н. Реализация полномочий органов местного самоуправления / Е. Н. Атарщикова //. — 2019. — № 9(44). — С. 61–63.
  7. Богдановская, Н. П. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Н. П. Богдановская, К. Н. Цирулев // Вестник Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета: Сборник научных трудов. — Москва: Московский политехнический университет, 2024. — С. 90–96.
  8. Востриков, К. В. Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений / К. В. Востриков // Учим управлять и учимся управлять: сборник научных трудов IХ всероссийской с международным участием научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей, Кемерово, 21–22 февраля 2023 года. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2023. — С. 73–78.
  9. Исраилов, М. Х. Р. Реализация полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации / М. Х. Р. Исраилов, М. В. Исраилов // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: Материалы III Международной научно-практической конференции, Новокузнецк, 05–06 декабря 2019 года / Ответственный редактор Э. И. Забнева. — Новокузнецк: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2019. — С. 249–253.
  10. Суворова, Е. С. Разграничение полномочий муниципальных и региональных органов власти / Е. С. Суворова // Актуальные вопросы современной психологии, конфликтологии и управления: взгляд молодых исследователей: Сборник научных статей. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. — С. 173–179.
  11. Свириденко, М. В. К вопросу о совершенствовании системы разграничения полномочий между уровнями федерального, регионального и муниципального управления / М. В. Свириденко // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 3(104). — С. 421–424.
  12. Свириденко М. В. Сравнительная оценка исполняемых полномочий и предметов местного значения городских и сельских поселений в контексте преобразования муниципальных образований» // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально- экономических систем: Сб. научн. трудов. Вып. 42 / Под научной ред. д.э.н. проф. С. В. Кузнецова. ИПРЭ РАН, — СПб.: ГУАП, 2018. — с. 86 -93.
  13. Семенова, В. Г. Политическая субъектность органов местного самоуправления в современной России: основные контуры реформирования / В. Г. Семенова, Г. Д. Кузахметова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 349–355.
  14. Талина, М. А. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления / М. А. Талина // Научный электронный журнал Меридиан. — 2021. — № 9(62). — С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальный район, местное значение, Российская Федерация, сельское поселение, общий принцип организации, поселение, Буздякский район Республики, сельское население, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Задать вопрос