Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в Российской Федерации

Научный руководитель
Экономика и управление
19.12.2025
6
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации в сфере государственного и муниципального контроля. Анализ основан на положениях Конституции РФ и федерального законодательства и направлен на раскрытие институциональных особенностей системы публичной власти, а также разграничения компетенций между уровнями управления.
Библиографическое описание
Антонов, М. А. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в Российской Федерации / М. А. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131792.


Процессы политико-правового реформирования государства и общества обусловливают необходимость совершенствования территориальной организации власти, государственного управления и местного самоуправления. Концептуальные положения государственной политики должны определять не только общие принципы организации управления, но и особенности их осуществления в муниципальных образованиях. Создание политико-правового пространства, необходимого для учета таких особенностей, обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей управления и интересов населения в муниципальных образованиях РФ. Ведь наличие полноценного управления с совершенным гражданским обществом является залогом и утверждением правового и демократического государства с присущим ему верховенством Конституции и обеспечением наивысшей социальной ценности человека. Ввиду чего, данная тема весьма актуальна.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся [2]:

  1. формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  2. организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора);
  3. иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами.

Контрольные органы представлены на рисунке 1 (составлено автором по [2]).

Контрольные органы РФ

Рис. 1. Контрольные органы РФ

Для изучения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения следует отметить, что местное самоуправление — это способ организации пространства проживания граждан, при котором органам местного самоуправления делегировано право и возможность самостоятельно решать все вопросы местного жизни, в том числе вопросы обеспечения членов общин большинством публичных услуг, которые гарантированы законодательством (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальные и др.) [3].

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление является правом территориальной общины — жителей города, села или другой территории — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов РФ [1]. Хартия о местном самоуправлении добавляет еще одно существенное, возможно даже определяющее значение к пониманию сути местного самоуправления, замечая, что это не только право, но и реальная способность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправление решать вопросы местного значения. Стоит также заметить, что отечественное законодательство не особо различая субъектов местного самоуправления по способности, наделяет их практически одинаковыми задачами, начиная от вопросов благоустройства территорий и заканчивая социально- экономическим развитием территории. Кроме того, государство делегирует органам местного самоуправления полномочия по выполнению определенного перечня общегосударственных функций, прежде всего по предоставлению гражданам публичных услуг в социальной сфере.

Как отмечает А. Батанов, в структурно-организационном плане орган местного самоуправление составляет определенным образом организованный коллектив людей, который характеризуется определенными органообразующими признаками, что в совокупности позволяют отграничить органы местного самоуправления от органов государственной государственных и коммунальных учреждений, общественных организаций, хозяйственных обществ [4].

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправление являются самостоятельным видом органов публичной власти — они не входят в систему органов государственной власти. Это позволяет выделить признаки, которые присущи каким-либо органам публичной власти, включая органы местного самоуправления, а также специфические признаки местного самоуправления как самостоятельного вида органов публичной власти.

Систему органов местного самоуправления составляют:

  1. Представительные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, представляют соответствующие территории и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления.
  2. Исполнительные органы местного самоуправления — исполнительные комитеты, отделы, управления сельских, поселковых, городских, районных советов и другие создаваемые советами исполнительные органы.

Органы местного самоуправления являются органами власти. Этот вывод можно сделать из ст. 3 Конституции РФ, которая устанавливает: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1].

В каждом субъекте России действуют органы местного самоуправления — советы муниципальных образований субъекта. Но объем полномочий этих советов и их возможности для реализации властных полномочий разные. Кроме того, местные советы не являются подчиненными по вертикали и их полномочия не пересекаются. То есть, решения сельского совета не могут быть упразднены районным или областным советом. Таким образом, в системе местных советов отсутствует иерархическая и административная подчиненность. Административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления может осуществляться исключительно на предмет законности, а не на предмет целесообразности.

Существует еще одна интересная классификация функций субъектов местного самоуправления (сельских, поселковых, городских глав), которая предлагается К. С. Касаткиным [5]. Он разделяет их по следующим критериям:

— по объектам, то есть целям и задачам муниципальной деятельности; предметам ведения, которыми являются определенные сферы местной жизни (политическая, экономическая, социальная, культурная, экологическая). В зависимости от сферы реализации этих функций, их можно подразделять на внутренние и внешние;

— по субъектам, то есть в соответствии с социально-экономическими, демографическими и правовыми особенностями осуществления местного самоуправления (функции сельских глав, функции поселковых глав, функции городских глав, которые в свою очередь можно дифференцировать на функции городских глав малых, средних и крупных городов РФ и функции глав городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые обладают специальным статусом);

— по способам, средствам и методам муниципальной деятельности городского главы: систему технологических (процессуально-организационных и процессуально-правовых) функций этого субъекта, направленных на практическое осуществление муниципальной деятельности (информационная, нормотворческая, территориальная, бюджетно- финансовая и другие технологические функции).

Отдельную группу в системе местного самоуправления составляют органы самоорганизации населения (домовые, уличные, квартальные и др.).

Итак, институты государственного, муниципального и местного самоуправления характеризуется множественностью субъектов, которые образуют целостную и функционально упорядоченную систему управления. Конституция РФ признает базовым элементом этой системы, которая имеет важное значение для развития всех остальных институтов управления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. — [по состоянию на 1 июля 2021 г.] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  4. Малявкина Н. В. Взаимодействие и самостоятельность органов публичной власти // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015. — № 1. С. 80.
  5. Спиридонов, А. А. 2022. «Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении». Актуальные проблемы российского права 10:102–116.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 218-220):
Часть 4 (стр. 211-283)
Расположение в файле:
стр. 211стр. 218-220стр. 283
Похожие статьи

Молодой учёный