Понятие и классификация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Шмакова, А. В. Понятие и классификация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления / А. В. Шмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110667/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор раскрывает содержание понятия и классификации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Анализируются правовые нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение статьи приводится авторское определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Ключевые слова: полномочие, орган государственной власти, местное самоуправление, субъект Российской Федерации.

Государственная власть реализуется путем различного рода деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется государственными органами и их должностными лицами. Одним из ключевых характерных признаков государственного органа является наличие государственных полномочий [10, с. 315].

Несмотря на то, что в юридической доктрине сформировано понимание природы полномочий органов государственной власти, принятые в Российской Федерации конституционные поправки в 2020 г., направленные на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, позволяют вновь вернуться к данному вопросу.

Современные реалии свидетельствуют о том, что законодательство и наука конституционного права до сих пор не смогли однозначно определить понятие и классификацию полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления.

Изучение данного вопроса представляется необходимым начать с общего определения понятия «полномочие». В юридической литературе полномочие рассматривается по-разному. В связи с этим следует привести в качестве примера несколько доктринальных точек зрения определения термина «полномочие».

Б. М. Лазарев определяет полномочие как право и обязанность осуществлять ту или иную управленческую функцию применительно к определенным управляемым объектам [3, с. 12].

Н. А. Сыродоев рассматривает полномочие как совершение любых других государственных деяний [4, с. 41].

Л. М. Карапетян раскрывает полномочие как предоставленное законом или иным правовым актом право субъекта (органа или должностного лица) принимать решение, совершать действия по конкретным вопросам управления [1, с. 78].

Ю. А. Тихомиров отмечает, что понятие «полномочие» субъекта точнее выражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей и полнее характеризует отношения субъектов [5, с. 138].

Большинство точек зрения сводятся к следующему: полномочие — это права и обязанности, реализуемые в рамках установленных предметов ведения. Несмотря на это, в науке и в законодательстве не наблюдается единообразное применение этого термина.

В современном законодательстве Российской Федерации определение понятия «полномочия органов государственной власти» не установлено. Однако в ранее действующем Федеральном законе от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» такое определение было закреплено в ст. 2. Так под полномочиями органа государственной власти понимались права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий [6].

Непосредственно перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления закреплен в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) [7], а также на региональном уровне в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления можно систематизировать и классифицировать по различным основаниям для облегчения их дальнейшего анализа и изучения.

Применительно к существующим общим принципам полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены в сфере обеспечения:

  1. территориальных основ местного самоуправления;
  2. функциональных основ местного самоуправления;
  3. организационных основ местного самоуправления;
  4. экономических основ местного самоуправления;
  5. государственных гарантий права населения на осуществление местного самоуправления [2, с. 291].

Поскольку в практике встречаются случаи, когда полномочия органов государственной властью субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления носят временный характер, связанный с решением конкретных задач управления, по времени действия полномочия можно разделить на:

  1. постоянные;
  2. временные (например, временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий);
  3. ограниченные периодом времени (например, периодом избирательной кампании);
  4. разовые (например, по роспуску представительного органа местного самоуправления).

По сроку действия полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления можно разделить на:

  1. срочные (на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  2. бессрочные;
  3. переходного периода (обусловлены выполнением соответствующих предписаний, обозначенных федеральным законодательством).

Механизм разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления был дополнен в 2014 г. «перераспределением полномочий, в случаях, установленных федеральными законами» [8]. Такое разграничение осуществляется законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, по механизму правореализации полномочий можно выделить:

  1. делегированные государственные полномочия;
  2. перераспределяемые государственные полномочия.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, исходя из функционального назначения подразделяются на:

  1. законодательные;
  2. регулирующие;
  3. обеспечительные;
  4. контрольные (за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при передаче отдельных государственных полномочий);
  5. исполнительно-распорядительные (в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления).

В зависимости от степени самостоятельности и автономности полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления могут быть:

  1. дискреционными (самостоятельные полномочия, направленные на организацию муниципальной власти);
  2. императивными (полномочия, направленные на реализацию общих принципов организации местного самоуправления).

Т. Я. Хабриева отмечает, что большая часть полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления сопряжена с какими-либо условиями, обстоятельствами, случаями, определенными федеральным законодательством. В связи с чем представляется возможным систематизировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления исходя из способов совершения правореализации [9, с. 201].

Резюмировав вышеизложенное, можно дать авторское определение: полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления — это обеспеченные финансово-экономическими средствами и материально-техническими ресурсами государственные полномочия субъектов Российской Федерации или их части, выступающие в виде прав и (или) обязанностей самостоятельно либо совместно с другими уполномоченными органами осуществлять правотворческую, исполнительно-распорядительную или контрольную разновидность публично-властной деятельности в сфере территориальных, компетенционных и организационных основ местного самоуправления в пределах, формах и порядке, установленных законодательством о местном самоуправлении на основе Конституции Российской Федерации и конституции (уставе) субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. — М.: НОРМА, 2001. — 352 с.
  2. Кутафин, О. Е., Фадеев, В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
  3. Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления. — М.: Юридическая литература, 1972. — 280 с.
  4. Сыродоев, Н. А. О разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов // Правоведение. — 1995. — № 3. — С. 38–47.
  5. Тихомиров, Ю. А. Публичное право. Учебник. — М.: БЕК, 1995. — 496 с.
  6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.09.2023).
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822; 11.05.2009, № 19, ст. 2280.
  8. Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172947/ (дата обращения: 07.10.2023).
  9. Хабриева, Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. — М., 2016. — 320 с.
  10. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Статут, 2017. — 624 с.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть субъектов, государственная власть, полномочие органов, полномочие, область, орган, государственная власть субъекта, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительн...

Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации

В этой статье автор обсудил должность, порядок и административно-правовые отношения судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации. Проведя анализ полученных данных, автор сделал заключение и изложил его в данной статье.

Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Автором исследуются существующие в науке и практике п...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Опыт работы советов общественного самоуправления в г. Тюмени

Данная статья отражает опыт работы советов общественного самоуправления в г. Тюмени, ориентируясь на нормативно — правовую базу Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативно — правовыми актами Р...

Особенности административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

Административная ответственность представляется видом юридической ответственности, обладающей своей спецификой. Это позволяет отграничивать ее от остальных видов юридической ответственности. Это наиболее распространенный вид юридической ответственно...

Похожие статьи

Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительн...

Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации

В этой статье автор обсудил должность, порядок и административно-правовые отношения судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации. Проведя анализ полученных данных, автор сделал заключение и изложил его в данной статье.

Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Автором исследуются существующие в науке и практике п...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Опыт работы советов общественного самоуправления в г. Тюмени

Данная статья отражает опыт работы советов общественного самоуправления в г. Тюмени, ориентируясь на нормативно — правовую базу Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативно — правовыми актами Р...

Особенности административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

Административная ответственность представляется видом юридической ответственности, обладающей своей спецификой. Это позволяет отграничивать ее от остальных видов юридической ответственности. Это наиболее распространенный вид юридической ответственно...

Задать вопрос