В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, Российская Федерация, Конституция РФ, гражданское общество, государство, муниципалитет, должностные лица.
С целью наиболее слаженного развития и функционирования любого муниципального образования необходимо организовать наиболее точную и эффективную правовую базу, а также все необходимые условия, которые будут способствовать качественной организации работы органов местного самоуправления муниципалитетов. Такие условия также позволят наиболее точно направлять работу должностных лиц и органов местного самоуправления в нужном направлении. Такими должностными лицами выступают: глава муниципального образования, глава местной администрации, собственно администрация, представительные органы власти, контрольно-счетный орган и др. При наличии четкой регламентации деятельности данных органов и должностных лиц становится намного проще координировать их деятельность, а также налаживать взаимосвязь между ними [2].
Обращаясь к вопросу об организационных основах местного самоуправления, следует упомянуть, что организационные основы можно назвать институтом, относящемуся к отрасли муниципального права. Систему этого института составляет ряд норм права, правовых принципов и регламентов, при помощи которых обеспечивается всей системы местного самоуправления. Такие принципы и нормы принимаются исключительно в соответствии с Конституцией РФ.
Исследуя вопрос о структуре муниципального образования хочется отметить, что первостепенное значение в структуре муниципалитета имеют такие должностные лица и органы, как глава муниципального образования, местная администрация, а также представительный орган местного самоуправления (дума городского округа), поскольку их наличие является обязательным элементом [3]. Следует упомянуть, что нельзя путать между собой главу муниципального образования и главу местной администрации. Для разграничения понятий «глава муниципального образования» и глава местной администрации» следует обратиться к Федеральному закону N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Под главой местной администрации же понимается глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [2]. Исходя из данных норм права можно сделать вывод, что глава муниципального образования и глава местной администрации — это разные должности, которые, однако, может занимать один человек в случаях, предусмотренных законом. Но не следует отождествлять эти понятия, поскольку сущность полномочий данных должностей совершенно разная. Глава местной администрации руководит местной администрацией на определённых принципах, занимается вопросами местного значения, которые на основе законодательства входят в полный круг полномочий местной администрации. За каждое принятое решение, а также его осуществление в жизни, которые входят в полномочие местной администрации ответственность несёт индивидуально руководитель данной администрации. Также глава местной администрации ответственен и подконтролен только перед представительным органом определённого муниципального образования [4]. Из этого следует, что глава администрации не подконтролен главе муниципального образования, однако, глава муниципального образования находится под контролем населения и представительного органа на определённой территории.
Если просмотреть и изучить статус и полномочия главы местной администрации, можно проследить, что основная деятельность заключается именно в решении всех повседневных вопросов местного значения. Исходя из всех полномочий и статуса для местного населения, глава является для всех «первым лицом», руководителем [5].
Если рассмотреть местную администрацию как орган местного самоуправления в целом, то общее понятие и содержание полномочий местной администрации содержаться в Федеральном законе № 131, в котором сказано, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Если определить особенность данной структурной единицы из целостной структуры местного самоуправления, то местная администрация сегодня является обязательной в своём наличии, поскольку должна входить в систему органов местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Аналогично, как и со статусом главы местной администрации и главой муниципального образования, можно сравнить и администрацию. Местная администрация представляет собой орган местного самоуправления, а не орган муниципального образования в виду того, что она имеет определённые особенности и статус.
Первое: местная администрация имеет такое отличие как обладание муниципально-властными полномочиями и правами. Это порождает общеобязательность всех принимаемых решений для всех субъектов муниципальных правоотношений;
Второе: возможность и обладание правом по изданию муниципальных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, которые подлежат обязательному исполнению.
Третье: местная администрация вправе осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность, направленную на решение вопросов местного значения.
Рассматривая местную администрации с точки зрения принципа разделения властей, можно сказать, что местную администрацию можно отнести к исполнительной ветви власти, так как этот орган наделён ярко выраженными исполнительно-распорядительными правами и обязанностями. Следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации местная администрация наделяется особенными правами, а именно статусом юридического лица [1]. Местная администрация наделяется данным правом и статусом с целью осуществления самоуправления самостоятельно, то есть становится самостоятельным участником осуществления гражданско-правового оборота.
Местная администрация, обладая статусом юридического лица, может в полном объеме участвовать в гражданско-правовых отношениях на территории муниципального образования. Такое участие осуществляется, как правило, в интересах граждан. Также администрация является собственником муниципальной собственности. Из этого следует, что она в праве осуществлять действия, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, например, сдавать в аренду или отчуждать, передавать в собственность другим лицам гражданско-правового оборота в постоянное или временное пользование, а также осуществлять иные сделки в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако не всякая администрация может обладать статусом юридического лица. Так, не являются юридическими лицами территориальные подразделения администрации городского округа или структурные подразделения администрации, а именно отделы и комитеты муниципального образования.
Получается, местная администрация с помощью принятия решений по конкретным вопросам местного значения в пределах своих полномочий осуществляет публично-управленческую деятельность на территории муниципального образования. Для достижения полной эффективности поставленных целей и вопросов огромное значение играет сама структура, её специфика и система, а также те люди, которые её представляют и руководят.
Следующим органом, входящим в систему органов местного самоуправления и играющим немаловажную роль, является контрольно-счётный орган [1]. Этот орган создается по волеизъявлению представительного органа муниципального образования. Предметом деятельности контрольно-счётного органа является внешняя проверка исполнения самого бюджета, а также использование муниципального имущества в различных целях. Поскольку проблема результативного управления муниципальными финансами требует на регулярной основе постоянного внимания [6].
Муниципальный финансовый контроль необходим для населения, с целью повышения уровня эффективности и рациональности распределения и использования ресурсов в определённом муниципальном образовании. Благодаря грамотной организации финансовой политики муниципалитета происходит сохранение финансов и экономики, а, следовательно, и улучшается социальная стабильность, повышается экономическая эффективность и качество жизни граждан. Обращаясь к статье 265 Бюджетного кодекса РФ [7], которой установлено, что внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных отношений является контрольной деятельностью контрольно-счётных органов муниципальных образований». Именно этот контроль имеет особое значение в повседневной жизни общества, поскольку позволяет гражданам координировать и контролировать финансовую составляющую муниципальной власти.
Для повышения эффективности данного органа того чтобы повысить эффективность данного органа, поскольку нормативно-правовая база весьма недостаточна, а также с целью оказания методической помощи, которая в дальнейшим повлияет на проведение контрольных процедур и обмен опыта между организациями существует реальная возможность принимать активное участие в деятельности Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган обладает значительной самостоятельностью, которая распространяется на функциональные и организационные моменты в повседневной жизни, также стоит отметить, что данный орган не имеет статус юридического лица, а, следовательно, есть некие ограничения с обладанием прав.
Что касаемо правового регулирования, то вопросы компетенции регулируются Положением о контрольно-счетной палате, утверждаемое городской Думой, а если осуществляется внешний муниципально-финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, то контрольно-счётная палата действует согласно Конституции Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть представительные органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решение о создании и функционировании данного органа муниципального финансового контроля, а также определять его правовой статус и полномочия.
Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности с другими нормативными правовыми актами устанавливает различные варианты осуществления местного самоуправления, которые будут распространяться на руководителей и органы, которые входят в структуру местного самоуправления. При этом от выбора той или ной деятельности зависит порядок осуществления их полномочий и статуса, который регулируется на законодательном уровне, а также относится к ведению местных сообществ и закрепляется в уставах соответствующих муниципальных образований.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Правдин Дмитрий Геннадьевич Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
- Остапец Оксана Григорьевна, Карномазова Анна Анатольевна Представительный орган в системе муниципального управления // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. № 2 (27).
- Демидов М. В., Степанова В. Л. Глава муниципального образования и глава местной администрации: статус, полномочия и взаимоотношения // Вестник РУК. 2015. № 2 (20).
- Дондокова Айна Анандаевна О разграничении полномочий между главой муниципального образования и главой местной администрации // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 4–12 (13).
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)