В данной работе исследуется понятие местной администрации, рассматриваются ее признаки и правовые основы деятельности.
Ключевые слова : местная администрация, органы местного самоуправления, глава местной администрации, полномочия, принцип единоначалия, принцип коллегиальности
This paper explores the concept of local administration, examines its features and the legal basis for its activities.
Keywords: local administration, local self-government bodies, head of local administration, powers, principle of unity of command, principle of collegiality
В современных условиях одним из актуальных вопросов является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, чтобы в компетенции органов местной власти было четкое разграничение между исполнительно-распорядительными и представительными органами местной власти. Одним из таких органов местной власти является местная администрация. Именно на него, как орган исполнительно-распорядительный, возложены обязанности по обеспечению повседневной жизнедеятельности населения любого муниципального образования.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти или органы местного самоуправления [1].
Действующим Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация включена в обязательные органы местной власти [3].
Местная администрация как элемент внутренней части системы местного самоуправления является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [6].
К примеру, согласно Уставу внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ [4]. местная администрация, в частности:
— разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой местной администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 33);
— обеспечивает содержание и использование находящихся в муниципальной собственности жилищного фонда и нежилых помещений, транспорта, иной муниципальной собственности (п. 6 ст. 33);
— управляет муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью (п. 7 ст. 33);
— осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (п. 8 ст. 33);
— осуществляет муниципальные заимствования от имени муниципального образования (п. 11 ст. 33);
— устанавливает размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений (п. 18 ст. 33);
— осуществляет выдачу разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством (п. 21 ст. 33) и т. д. [4].
На основании ч. 1 ст. 20 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Статья 37 Федерального закона № 131 закрепляет положение местной администрации. Однако в указанном законе прямое определение термина «местная администрация» отсутствует.
В юридической науке на сегодня сформулированы различные подходы к раскрытию указанного термина. По мнению А. Н. Кокотова: «местная администрация — это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наличие которого в структуре органов местного самоуправления является обязательным». [9, с. 89]. Невозможно не согласиться с данным определением термина «местная администрация». Тем не менее, его нельзя назвать полным и многогранным, позволяющим полностью оценить правовой статус местной администрации.
Чихладзе Л. Т., Омран Б. пишут: «Местная администрация — наименование исполнительных и распорядительных органов в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах Российской Федерации, введенное при конституционной реформе 24 мая 1991 года.»... [11, с. 117]. По мнению Л. Т. Чихладзе «наряду с представительными органами муниципальной власти составной частью местного самоуправления являются исполнительные органы, главные цели которых, заключаются в обеспечении повседневного управления местными делами и реализации решений представительных органов. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти… играют одну из ведущих ролей в системе управления территорией, на которой осуществляется местное самоуправление» [10,с. 160].
Абдуллаева С. Г. дала определение термина «местная администрация»: «.это обязательный в структуре органов местного самоуправления постоянно действующий исполнительно- распорядительный орган общей компетенции, подконтрольный и подотчетный населению и представительному органу муниципального образования и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица» [5, с. 243].
Наиболее верным представляется мнения А. В. Елькиной, которая считает, что местная администрация — это самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций [7,с 112].
С функциональной точки зрения, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, который устав муниципального образования наделяет собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, а также осуществлению отдельных государственных полномочий, которые передаются органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [8, с. 123].
Анализируя отдельные научные подходы к определению понятия «местная администрация» и содержание статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ можно выделить основные признаки местной администрации.
1) местная администрация является постоянно действующим органом местного самоуправления и формируется невыборным путем.
2) местная администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции в границах муниципального образования.
3) местная администрация наделена особой компетенцией (планирование, бюджет, учет; управление муниципальной собственностью и т. д.).
4) местная администрация реализует собственные полномочия по решению вопросов местного значения и наделяется правами по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации на территории конкретного муниципального образования.
5) местную администрацию возглавляет на принципе единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
6) местная администрация обладает правами юридического лица (ч. 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Местная администрация как юридическое лицо действует в соответствии с нормами Гражданского кодекса применительно к казенным учреждениям [2].
Подводя краткий итог исследования, можно прийти к следующим выводам.
Местная администрация как элемент внутренней части системы местного самоуправления решает вопросы местного значения и осуществляет иные полномочия, возложенные на нее отдельными нормативно-правовыми актами о делегировании полномочий. Именно местная администрация является связующим звеном между жителями страны и самим государством.
В целях совершенствования законодательства о местном самоуправлении видится необходимым законодательно закрепить понятие «Местная администрация», дополнив ст. 2 Закона 2003 г. № 131-ФЗ п. 15: — местная администрация — это коллегиальный исполнительный орган, образуемый в соответствии с уставом муниципального образования и утверждаемый депутатским корпусом, наделяемый законами и муниципальными правовыми актами собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При этом необходима оговорка о том, что в поселениях с небольшой численностью населения (до 500 жителей) принцип коллегиальности в деятельности местной администрации может быть заменен на принцип единоначалия.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.09.2022)// Собрание законодательства РФ.1994.№ 32. Ст. 3301
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003 № 40. Ст. 3822.
- Устав внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ Санкт-Петербурга от 06.09.2017 № 32) (ред. от 21.09.2022)// Вестник муниципального образования Нарвский округ. 2017. № 22.
- Абдуллаева С. Г. Теоретические аспекты понятия регламентации деятельности местной администрации//Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 243
- Долгополов П. С. Муниципальная функция: понятие и содержание // СПС КонсультантПлюс. 2022.
- Елькина А. В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 112.
- Кашлев Е. Е. Понятие и функции местной администрации// Синергия Наук. 2021. № 63. С. 123–132.
- Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019, С. 89
- Панферкина И. С. Местная администрация как орган местной власти: проблемы правового регулирования полномочий//Научный альманах. 2020. № 2–1 (64). С. 160.
- Чихладзе Л. Т., Омран Б. Концепция местной администрации и местного самоуправления и разница между ними// Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 117