Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Буробина, Я. И. Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления / Я. И. Буробина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116609/ (дата обращения: 18.07.2024).



Концепция местного самоуправления как формы публичной власти до сих пор недостаточно исследована в теории государства и права, а также в области управления и самоуправления, что связано с её относительной новизной и тем, что в прошлом она главным образом относилась к политико-правовой области. Одной из ключевых фигур в органах местного самоуправления является глава местного управления муниципального района. Законодательство в основном освещает вопросы, касающиеся глав муниципальных районов. В рамках данной работы попробуем разграничить и юридически охарактеризовать полномочия главы местного управления муниципального района.

Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, органы местного самоуправления, глава муниципального образования, глава местного самоуправления муниципального района, государственная власть, политика, демократия, представительная власть.

The concept of local self-government as a form of public power has not yet been sufficiently developed in the theory of state and law, governance and self-governance, which is due to the novelty of the problem and the fact that it used to belong more to the political and legal sphere. One of the central figures of the local self-government bodies is the head of the local self-government of the municipal district. The legislation covers most of the issues in relation to the heads of municipal districts, let's try to distinguish and give a legal description of the powers of the head of local government of the municipal district.

Keywords: local self-government, public authority, local self-government bodies, head of municipal formation, head of local self-government of municipal district, state power, politics, democracy, representative power.

Конституционная реформа 2020 года существенно повлияла на организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Осенние научно-практические мероприятия того же года продемонстрировали, что изменения в главу 8 Конституции РФ [1] оказались одними из самых обсуждаемых аспектов реформы. Мнения научного сообщества по этому поводу разделились следующим образом: 1) Некоторые считают, что конституционные поправки отразили реальное состояние местного самоуправления, привели конституционно-правовое регулирование в соответствие с федеральным законодательством и правоприменительной практикой, и поэтому не должны вызывать негативной реакции. 2) Другие утверждают, что поправки будут иметь значительное отрицательное воздействие на развитие местного самоуправления, его независимость, приведут к сокращению поселкового уровня и, как следствие, к снижению уровня демократии и конституционной защиты.

Среди ключевых принципов, соответствующих международным стандартам демократического правового государства, находится конституционное признание местного самоуправления, которое, как отметил В. И. Фадеев, «становится одной из основ любого демократического строя». Идея местного самоуправления никогда не вызывала значительных дебатов в политической жизни России и была включена в Конституцию РФ 1993 года Б. Н. Ельциным. Почему Ельцин сделал это, остаётся загадкой, но в статье 12 Конституции местное самоуправление было впервые объявлено одной из основ новой российской демократии с самостоятельными функциями. В свое время такой прецедент отсутствовал даже в конституциях стран с развитой демократией.

При определённых условиях, подобное конституционное положение может стать основой для эффективной организации жизни на местном уровне, включая конкуренцию с государственной властью. Реформа местного самоуправления была востребована не только политическими элитами, но и населением муниципальных образований. В обмен на политическую поддержку, включая поддержку местной номенклатуры, новая власть провела реформу местного самоуправления, которая началась Указом президента РФ от 9 октября 1993 года «О реформе представительских органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» [6].

За прошедшие годы многое изменилось в отношениях между государственной властью и местным самоуправлением, но поиск механизмов для синхронизации двух основных конституционных принципов: самоуправления и единства публичной власти, остается актуальным.

Теоретико-правовой анализ места местного самоуправления в системе публичной власти России связан с принятием закона от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2]. Россия всё ещё далека от минимальных демократических требований Европейской хартии местного самоуправления[1]. Е. А. Фарикова отмечает, что «современные тенденции развития общественных отношений, возникновение новых потребностей государства и общества, политические, социальные, экономические и правовые изменения требуют мониторинга и анализа оптимальных моделей организации публичной власти как важнейшего института упорядочения общественных процессов» [7, c. 154].

Таким образом, совершенствование системы публичной власти в России связано с реформированием всех аспектов общественной жизни, включая местное самоуправление и его отношения с гражданами.

В настоящее время местное самоуправление отражает потребность в создании эффективной публичной власти, которая соответствует интересам населения и строится на принципах прозрачности формирования органов местного самоуправления и демократизма, обеспечивает реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, образование, доступ к культуре и участие в управлении местными делами практически независимо от центра.

Идея объединения в одном субъекте публичных и властных отношений — народа и власти, которая трудно реализуема на государственном уровне, но возможна на местном, внедряет местное самоуправление в структуру публичной власти.

Центральной фигурой местного самоуправления является глава муниципального образования, включая главу самоуправления муниципального района.

Правовой статус главы администрации определяется Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов и подзаконными актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления. Глава администрации является высшим должностным лицом муниципального образования. В зависимости от уровня администрирования, его полномочия могут различаться, но общими аспектами правового статуса являются порядок назначения (избрания), функции и обязанности, а также ответственность.

Назначение главы администрации происходит через процедуру выборов населением или посредством назначения представительным органом власти. В некоторых случаях, глава администрации может быть назначен, непосредственно, высшим должностным лицом субъекта Федерации. Правовой статус также включает в себя определение срока полномочий, порядок досрочного прекращения этих полномочий и процедуры введения в должность.

Функции главы администрации охватывают широкий спектр задач, связанных с управлением социально-экономическим развитием территории, обеспечением правопорядка, реализацией государственной и муниципальной политики. Глава администрации координирует работу различных структурных подразделений, разрабатывает и исполняет бюджеты, принимает решительные меры в случаях чрезвычайных ситуаций. Он имеет право издавать подзаконные нормативные акты, обязательные к исполнению на подведомственной территории, в рамках своей компетенции.

Ответственность главы администрации предусматривает как административную, дисциплинарную, уголовную и гражданско-правовую аспекты. За неправомерные действия или бездействие, глава может быть привлечен к ответственности, в том числе, в форме отстранения от должности.

Полномочия главы местного самоуправления муниципального района представляют собой комплексные функции и обязанности, которые направлены на обеспечение эффективного управления территорией, создание благоприятных условий для жизни местного населения и развитие инфраструктуры. Главной задачей главы местного самоуправления является взаимодействие с различными уровнями власти, общественными организациями и жителями, чтобы согласовать интересы всех сторон и принять оптимальные административные решения.

Для глубокого анализа деятельности главы муниципального образования необходимо рассмотреть спектр его полномочий. Так, согласно части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ [3], глава муниципального образования в рамках своих полномочий:

1) Представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, государственными органами, гражданами и организациями, а также действует от имени муниципального района без доверенности;

Особый интерес вызывает взаимодействие органов местного самоуправления и президента РФ. В 2012 году значимость местного самоуправления в российской демократии была подчеркнута Указом президента РФ № 805 [4], с которого ежегодно 21 апреля отмечается День местного самоуправления.

Также нужно упомянуть Указ Президента РФ № 1451 [5], в результате которого был создан Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Это совещательный орган, созданный для совершенствования государственной политики в сфере местного самоуправления. На заседаниях Совета регулярно обсуждаются самые актуальные вопросы развития местной самоуправленческой системы.

На заседании Совета 30 января 2020 года глава государства утвердил перечень поручений, одно из которых предполагает подготовку до 1 октября 2021 года правительством РФ проекта Основ государственной политики в области местного самоуправления до 2030 года. В настоящее время функционируют положения, утвержденные указом президента РФ № 1370 от 1999 года. Отметим, что многие из целей данного документа уже достигнуты, однако некоторые требуют доработки и уточнения. В подготовке нового документа основное внимание следует уделить преемственности государственной политики и всесторонней поддержке местного самоуправления со стороны государства.

2) Подписывает и обнародует нормативные акты, принятые собранием депутатов, в соответствии с установленным порядком уставом муниципального образования и другими нормативными правовыми актами.

Эта функция аналогична полномочиям глав исполнительной власти, включая Президента РФ и губернаторов.

3) В рамках своих полномочий глава муниципального образования издает правовые акты (постановления и распоряжения) по вопросам, относящимся к его компетенции согласно федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ и другим федеральным законам.

Это указывает на возможность главы муниципального образования принимать нормативные и иные правовые акты в пределах своей компетенции, не противоречащие закону.

4) Имеет право требовать созыва внеочередного заседания собрания депутатов;

В случае возникновения вопросов, требующих оперативного решения, глава муниципального образования может инициировать созыв внеочередного заседания собрания депутатов, обладая соответствующими полномочиями.

5) Осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом и нормативными правовыми актами собрания депутатов;

Эта функция подразумевает, что глава района вправе осуществлять полномочия, соответствующие его правам и обязанностям и не противоречащие законодательству.

6) Обеспечивает выполнение органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных задач, переданных им федеральными законами и законами субъекта РФ.

1) Формирует администрацию муниципального района в соответствии с утвержденной структурой, утверждая положения отделов, комитетов и других подразделений администрации, издавая распоряжения о создании соответствующих структурных подразделений, назначая и освобождая от должности их руководителей.

2) В соответствии с действующими законами управляет и контролирует деятельность всех структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений.

3) Назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

4) Ежегодно предоставляет на утверждение собрания депутатов местный бюджет и отчет о его выполнении.

5) Основной распорядитель средств бюджета муниципального района.

6) Представляет структуру администрации муниципального района на утверждение собранию депутатов.

7) Руководит деятельностью администрации, выполняя отдельные государственные полномочия, переданные федеральными законами и законами края.

8) В рамках своих полномочий издает постановления администрации муниципального района по местным вопросам и вопросам, связанным с выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами. Также издает распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации её работы.

9) Выполняет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Эти полномочия, по мнению автора статьи, включены в пункт 6 и обеспечивают выполнение органами местного самоуправления не только местных задач, но и делегированных полномочий, как регионального, так и федерального уровня.

Стоит отметить проблему коллизий и пробелов федерального и регионального законодательства в области полномочий администраций в обеспечении земельными участками военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в первоочерёдном порядке. Рассмотрим пример из судебной практики.

В решении Бежицкого районного суда от 6 марта 2024 года Дело № 2–180/2024 [9], отмечается что Вопилов Н. Н. обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером № на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Вопилову Н. Н. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в связи с включением его в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, в собственность бесплатно.

Кроме того, из оспариваемого ответа следует, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, категории граждан, определенной Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни указанным федеральным законом, ни законами субъекта РФ не установлен.

Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, р.<адрес>, имеет категорию земель — земли населенных пунктов, находится в собственности муниципального образования город Брянск, вид разрешенного использования — отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ и. о. начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации утвержден Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно (Приложение №), в котором под номером 15 указан земельный участок с кадастровым номером №

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Брянской городской администрации обращения в Брянскую городскую администрацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № от иных лиц, кроме Вопилова Н. Н., не поступало.

В нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в ответе Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Вопилову Н. Н. не содержится указание на основание для отказа в предоставлении земельного участка, исчерпывающий перечень которых предусмотрен ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. В оспариваемом ответе не указаны основания отказа согласно соответствующему Административному регламенту.

С учётом вышеизложенных выводов решения Бежицкого районного суда г. Брянска от 30.06.2022, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 11.10.2022 по делу № 33а-2920/2022 ответ Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Вопилову Н. Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № является незаконным в связи с отсутствием в нём основания отказа предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

С учетом вышеизложенных уточнений административного искового заявления Вопиловым Н. Н. заявленные им требования в части признания ответа Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № незаконным и обязании отменить его, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Тогда как остальные заявленные Вопиловым Н. Н. уточненные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В связи с чем определением от 20 декабря 2023г. суд на основании ч. 1 и 5 ст. 16.1 КАС РФ перешёл к рассмотрению заявленных Вопиловым Н. Н. уточненных требований административного искового заявления в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требования Вопилова Н. Н. о признании ответа Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № незаконным и обязании Брянской городской администрации отменить его.

С учётом изложенных положений ч. 4. ст. 1 ГПК РФ, ч. 1 ст. 227 КАС РФ и закреплённых в ст. 2 ГПК РФ задач гражданского судопроизводства, к которым относится защита нарушенных прав граждан, суд считает необходимым возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Вопилова Н. Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером № на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, требование истца о признании за ним права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 15 и п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» суд находит необоснованными ввиду следующего.

Статья 39.5 ЗК РФ регламентирует возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в отношении отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

В соответствии с общими правилами, установленными пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Согласно п. п.14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 указанного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении.

Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении и неиспользование им права на иную форму обеспечения жилым помещением.

Распоряжением Бежицкой районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Вопилов Н. Н. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составом семьи 1 человек.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Бежицкой районной администрации жилым помещением Вопилов Н. Н. не обеспечивался, на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под номером №.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 10.08.2023 по делу № исковые требования Вопилова Николая Николаевича к Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании права на предоставление земельного участка в аренду, о признании ответов незаконными, о предоставлении информации, удовлетворены частично, признано право Вопилова Николая Николаевича на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, бесплатно.

Данное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Вопиловым Н. Н. жилое помещение им на момент рассмотрения данного спора получено не было, как и не были реализованы иные формы гарантий бывшего военнослужащего в сфере обеспечения жильем, вступившим в законную силу решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 10.08.2023 признано право Вопилова Н. Н. на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, бесплатно.

В соответствии с п. 12 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, пунктом 12 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено право, а не обязанность органов местного самоуправления выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов указанной категории граждан.

С учетом изложенных положений п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Вопилов Н. Н. имеет право обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления, который в свою очередь вправе выделить ему земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.

При этом в случае признания за лицом права, ему будет корреспондировать соответствующая обязанность органа власти.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения п.12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и закрепленное в них об указанное выше право, а не обязанность органов местного самоуправления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о признании за ним права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 15 и п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Данный вывод суда в корне не верный так как, суд исходит из буквального толкования, а необходимо применять системное толкование, кроме того даже если есть право, то отказ должен быть основан на действующем законодательстве.

Вышеизложенные полномочия администрации местного самоуправления по предоставлению льгот военнослужащим и гражданам уволенным с военной службы нуждаются в законодательном преодолении соответствующих пробелов законодательства.

Стоит перейти к анализу основных функций главы местного самоуправления. В число основных функций главы местного самоуправления входят:

Управление и координация:

Разработка и реализация муниципальных программ и стратегий социально-экономического развития района.

Координация работы структурных подразделений и муниципальных учреждений, направленная на достижение поставленных целей.

Учреждение нормативных актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления.

Финансовое управление:

Формирование и исполнение бюджета муниципального района.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств и финансовыми потоками.

Привлечение инвестиций и развитие местного бизнеса для обеспечения экономической стабильности района.

Социальная политика:

Поддержка и развитие социальных программ (образование, здравоохранение, социальная защита).

Организация мер по поддержке малообеспеченных граждан и семей.

Продвижение программ по улучшению жилищных условий.

Инфраструктурное развитие:

Реализация проектов строительства, ремонта и эксплуатации дорог, коммунальных систем и прочих объектов инфраструктуры.

Обеспечение качественного снабжения населения необходимыми коммунальными услугами (вода, отопление, электроэнергия).

Обеспечение правопорядка и общественной безопасности:

Взаимодействие с правоохранительными органами в целях обеспечения правопорядка и безопасности на территории района.

Разработка и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Общественное взаимодействие и публичная политика:

Проведение встреч, слушаний и других форм взаимодействия с населением для обсуждения актуальных проблем и вопросов развития района.

Организация работы консультативных и совещательных органов с участием представителей гражданского общества.

Контроль и отчетность:

Осуществление контроля за выполнением решений, принятых органами местного самоуправления.

Регулярный отчет перед населением и представительным органом местного самоуправления о результатах работы и достигнутых показателях.

Кроме того, глава местного самоуправления имеет право представлять интересы района в региональных и федеральных государственных органах, заключать договоры и соглашения, направленные на улучшение экономического и социального положения муниципального образования.

Важную роль во взаимодействии местного самоуправления в лице главы муниципального района и жителей играют общественные слушания и обсуждения. В некоторых федеральных законах термины «общественные обсуждения» и «общественные публичные слушания» рассматриваются как синонимы, но при этом важно различать эти формы учета мнения населения. Так, публичные слушания обязательны при принятии решений по ключевым вопросам, например, утверждению местного устава или бюджета, в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проводятся они органами местного самоуправления по инициативе, как самих органов, так и жителей. Однако Конституционный суд Российской Федерации считает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением. Эти слушания дают жителям возможность участвовать в обсуждении вопросов, итогом которого становятся рекомендации по общественно значимым вопросам или оценка правового акта.

В отличие от публичных слушаний, общественное обсуждение не является обязательным этапом принятия решения (исключение — закупки на сумму не менее 1 млрд руб.

Важным инструментом выявления общественного мнения по значимым вопросам, например, по проекту генерального плана муниципального образования.

Обсуждения могут проводиться как очно, так и дистанционно через СМИ или интернет-ресурсы. Общественные обсуждения организуются различными общественными объединениями и некоммерческими организациями (чаще всего общественными палатами). Итоговый документ общественных обсуждений носит рекомендательный характер и направляется в соответствующие органы публичной власти.

Г. Н. Чеботарев отмечает, что «общественные обсуждения являются формой социального партнерства и контроля за деятельностью органов публичной власти, а также взаимодействием институтов гражданского общества с государственными и местными органами» [8, c. 35]. Общественные обсуждения и публичные слушания вместе с инициативным бюджетированием позволят эффективно реализовывать национальный проект «Жилье и городская среда» и сформировать гибкий «живой» бюджет, реагирующий на запросы населения.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вводящие новую форму самоуправления — инициативные проекты.

На сегодняшний день системы инициативного бюджетирования активно применяются в различных городах, включая Тюмень. Тем не менее, пока сложно оценить их истинную эффективность.

На наш взгляд, города постепенно разработают собственные подходы к использованию этих механизмов для реализации местного самоуправления. В этом контексте стоит рассмотреть возможность внесения изменений в часть 4 статьи 26.1 упомянутого закона. Согласно предлагаемой поправке, инициативный проект до подачи его в местную администрацию можно вынести на общественные обсуждения. Организацию таких обсуждений могла бы взять на себя общественная палата по предложению группы граждан. В дальнейшем общественная палата также могла бы осуществлять надзор за реализацией проекта.

Современные требования к органам местного самоуправления ставят перед главой муниципального образования высокие требования. Это относится к профессионализму и компетентности в области государственного и муниципального управления, что включает в себя теоретическую подготовку, знание законодательства и его применение на практике, а также осведомленность о проблемах муниципального образования.

Другим важным «компонентом» требований являются лидерские качества главы, его умение управлять большим числом людей, принимать стратегически важные решения, важные для развития муниципалитета и жизни его граждан, и строить отношения с населением на доверительной основе. Честность и этичность также являются ключевыми личными качествами. Принятие открытых и справедливых решений в управлении и взаимодействие с населением позволят укрепить статус главы не только на политическом, но и на социальном уровне, который строится на доверии общества.

Заключение: правовой и политический статус главы муниципального образования предполагает высокий спрос со стороны высших инстанций и жителей муниципалитета. Создание оптимальной структуры управления, четкость и прозрачность в принятии решений, а также активное взаимодействие с населением могут повысить качество и эффективность его работы.

Таким образом, правовой статус главы администрации представляет собой комплекс законодательно закрепленных норм, направленных на осуществление эффективного управления территорией, обеспечение прав и свобод граждан, а также предусматривающих систему мер ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. Весьма важна прозрачность и контроль со стороны общества и государственных органов, чтобы минимизировать риски злоупотреблений и повысить доверие к работе исполнительной власти.

Полномочия главы местного самоуправления муниципального района являются многообразными и направлены на обеспечение устойчивого развития территории, эффективного управления ресурсами и улучшение качества жизни населения. Данные функции обязуют главу быть компетентным, ответственным и прозорливым лидером, способным принимать взвешенные решения и работать на благо сообщества.

С начала 2000-х годов наметилась тенденция к укреплению взаимодействия федеральных органов власти и Президента РФ с местными самоуправлениями. Предложенные в 2020 году поправки к Конституции РФ направлены на интеграцию местного самоуправления в общее политическое и правовое поле страны, с целью гарантировать равные возможности для комфортной и безопасной жизни каждому гражданину.

Современная правовая реальность требует постоянного совершенствования институтов власти, среди которых особое место занимает институт главы муниципального образования. Этот институт крайне важен, поскольку он обеспечивает непосредственную связь между населением и местной властью, содействуя реализации государственной политики на местах.

Актуальные проблемы института главы муниципального образования можно условно разделить на несколько ключевых направлений:

  1. Недостаточная правовая регламентация и правовая неопределенность: Существующие законодательные акты, регулирующие полномочия и обязанности главы муниципального образования, зачастую оказываются слишком обобщенными и не отражают всех аспектов его деятельности. Это приводит к правовой неопределенности, что, в свою очередь, затрудняет эффективное выполнение обязанностей главы. Также, в некоторых случаях, налицо дублирование функций с другими органами местной власти, что вызывает конфликты и неэффективное использование ресурсов.
  2. Ограниченные финансовые и материальные ресурсы: Муниципальные образования, особенно в небольших и удаленных регионах, часто испытывают значительные финансовые трудности. Недостаток ресурсов негативно сказывается на возможности реализации местных инициатив и программ. Главы муниципальных образований нередко сталкиваются с нехваткой бюджетных средств, что усложняет выполнение их полномочий и задач.
  3. Низкий уровень профессионализма и компетенции глав муниципальных образований: Не всегда главы муниципальных образований обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и управленческого опыта. Это особенно актуально для малых населенных пунктов, где кадровый потенциал ограничен. Низкий уровень профессионализма влечет за собой ошибки в управленческих решениях и снижает эффективность местного самоуправления.
  4. Ограниченное взаимодействие с гражданским обществом: Один из важных аспектов деятельности главы муниципального образования заключается в взаимодействии с населением. Однако на практике это взаимодействие часто бывает недостаточно активным и эффективным. Главы муниципальных образований не всегда принимают во внимание мнение граждан при принятии управленческих решений, что ведет к снижению доверия населения к местной власти.

Основные направления совершенствования института главы муниципального образования:

  1. Усиление правовой базы и регламентация обязанностей и полномочий: Необходимо четко прописать в законодательных актах полномочия и обязанности главы муниципального образования, исключить правовую неопределенность и дублирование функций. Регламентирование должно касаться всех сфер деятельности главы — от финансового управления до взаимодействия с гражданским обществом.
  2. Обеспечение должного уровня финансирования и материальной поддержки: Необходимо пересмотреть системы финансирования муниципальных образований, обеспечить их достаточными ресурсами для полноценной реализации местных программ и инициатив. Возможным решением может быть введение специальных грантов и субсидий на поддержку наиболее нуждающихся муниципальных образований.
  3. Повышение уровня профессиональной подготовки глав муниципальных образований: Введение обязательных образовательных программ и курсов повышения квалификации для глав муниципальных образований, их регулярное прохождение позволит повысить уровень профессионализма и компетенции. Важно также создать условия для обмена опытом и лучшими практиками между главами муниципальных образований разных регионов.
  4. Активизация взаимодействия с населением и гражданским обществом.

Важно создать механизмы обратной связи, стимулировать участие граждан в обсуждении и принятии управленческих решений. Например, это могут быть регулярные общественные слушания, консультации с местным населением, проведение опросов и референдумов. Увеличение прозрачности работы главы муниципального образования и органов местного самоуправления будет способствовать повышению доверия населения.

Совершенствование института главы муниципального образования требует комплексного подхода и координации усилий на всех уровнях власти. Улучшение правовой базы, финансовой поддержки, уровня подготовки и взаимодействия с гражданами позволит создать более эффективную систему местного самоуправления, способную оперативно и адекватно реагировать на вызовы и потребности современного общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. — N 55. — 2020
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 40. — Ст. 3822.
  4. Указ Президента РФ от 10.06.2012 N 805 «О Дне местного самоуправления»// Российская газета. — N 132. — 2012.
  5. Указ Президента РФ от 02.11.2007 N 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. — 2007. — N 45. — Ст. 5462.
  6. Указ Президента РФ от 09.10.1993 N 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета. — N 190. — 1993. Документ утратил сила.
  7. Фарикова Е. А. Современные проблемы организации публичной власти // Современная научная мысль. — 2021. — N 1.
  8. Чеботарев Г. Н. Общественные обсуждения, общественные слушания как форма социального партнерства институтов гражданского общества и органов публичной власти // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — N 9.
  9. Решение Бежицкого районного суда от 6 марта 2024 года Дело № 2–180/2024// https://sudact.ru/regular/court/reshenya-bezhitskii-raionnyi-sud-g-brianska-brianskaia-oblast/ (дата обращения 27.06.2024).

[1] В настоящее время утратило юридическое действие на территории Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, земельный участок, муниципальное образование, муниципальный район, Брянская городская администрация, кадастровый номер, публичная власть, РФ, Российская Федерация, жилое помещение.


Похожие статьи

Задать вопрос