В работе рассмотрены ход развития муниципально-правовых отношений и имплементация в федеральные законы положений поправок Конституции РФ, регулирующих взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти. Изучен вопрос единства системы публичной власти и месте в нем органов местного самоуправления.
Ключевые слова : демократия, государственная власть, субъект Российской Федерации, местное самоуправление, единая система публичной власти
На протяжении всей истории отдельные группы внутри человечества использовали власть и подчинение для решения насущных задач, стоящих перед ними. Такой механизм отношений по мере укрупнения общностей людей становился все сложней, пока в определенный период не сформировались государственные институты управления обществом. При этом наряду с государством внутри стран сохранялись различные самоорганизующиеся человеческие объединения по территориальному принципу, для решения хозяйственных вопросов. Данные объединения можно считать прообразом институтов местного самоуправления, которые осуществляли взаимодействие с органами государственной власти по наиболее важным вопросам.
Современный период формирования и функционирования местного самоуправления РФ можно начать отсчитывать с начала 1990-ых годов, в которых на закате Советского Союза начали устанавливаться новые основы управления на местном уровне согласно Закону СССР от 09.04.1990 N 1417–1 «Об общих принципах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а также Закону РФ от 06 июля 1991 г. № 1550–1 «О местном самоуправлении в РСФСР».
После принятия Конституции РФ 1993 года и во исполнение провозглашенных в нем положений последовательно разрабатывались нормативные правовые акты, регулирующие муниципально-правовые отношения.
Вышеизложенные нормативные правовые акты реализовывали нормы статей 1, 3 Конституции РФ, согласно которым Россия представляет собой демократическое государство, единственным источником власти в котором является ее многонациональный народ. Одним из способов осуществления данной власти является деятельность органов местного самоуправления.
Решение государственным аппаратом всех задач, возникающих внутри страны, имеет ряд негативных эффектов, среди которых можно выделить нерациональное увеличение государственного чиновничьего состава и, как следствие, рост бюджетных расходов государства. Именно наличие институтов местного самоуправления способствует более эффективному администрированию. Кокотов А. Н. отмечает, что истинная демократизация характеризуется децентрализацией власти и ресурсов [1], так как необузданное увеличение численности государственных служащих образует усложненные механизмы взаимодействия с населением, впоследствии образуется оторванность народа от власти и негативное отношение людей к государству.
Тем не менее, существование неопределенности в понимании степени обособленности местного самоуправления от системы государственной власти, а также самостоятельность в пределах своих полномочий органов местного самоуправления в определенный момент сформировало точку зрения, согласно которой орган местного самоуправления должен быть полностью независимым от органов государственной власти в РФ. Это, в свою очередь, является значительным препятствием для эффективного взаимодействия этих двух способов отправления власти многонациональным народом РФ.
В 2018 году Зорькин В. Д. Председатель Конституционного суда России опубликовал статью в Российской газете, где изложил, что конструкция ст. 12 Конституции РФ дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе представительным органам государственной власти), в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации. Эти недостатки, по его мнению, вполне исправимы путем точечных изменений, а заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции» [2].
Данная позиция Председателя Конституционного Суда РФ нашла поддержку Президента Российской Федерации В. В. Путин, который в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, выступая 15 января 2020 года, определил важность внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. В дальнейшем после принятия этих поправок начался процесс развития этих положений в федеральном законодательстве.
Так, в Федеральном законе от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» В частности, положениями этого закона устанавливаются принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ход развития реформы системы местного самоуправления может предполагать различные способы взаимодействия органов государственной власти с местными органами власти, которые образуют единую систему публичной власти в России. С одной стороны, существует позиция, согласно которой в отдельных случаях участие государства в формировании органов местного самоуправления может быть оправдано (наличие объектов особого государственного значения, придание муниципальному образованию специального (особого) правового статуса и т. д.) [3].
С другой стороны, в свете реформирования непосредственно муниципально-правовых отношений путем разработки для принятия нового руководящего федерального нормативного акта в форме Законопроекта № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, наиболее возможны способы взаимодействия, согласно позиции о предполагаемой дальнейшей централизации местного самоуправления и его организационной консолидации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации [4]. Следует отметить, что при развитии этого вектора не исключен факт усиления роли органов государственной власти.
Нельзя не согласиться с мнением о том, что тенденция к расширению участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления и назначении должностных лиц местного самоуправления продолжает реализовываться в законодательстве Российской Федерации, что, с одной стороны, имеет целью укрепление единства системы публичной власти, но с другой, должно быть осуществлено с учетом недопустимости ограничения принципов местного самоуправления и ослабления роли населения в его осуществлении [5].
В заключение, стоит отметить о том, что процесс развития муниципальных правовых отношений в России складывается таким образом, что более тесная интеграция местного самоуправления в единую систему публичной власти будет сопровождаться большей подчиненностью органов местного самоуправления органам государственной власти.
Литература:
- Кокотов А. Н. Децентрализация местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2015 № 1. С. 39
2. Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции // Российская газета — Федеральный выпуск. 2018. № 226(7689).
- Полякова Н. Г. Вопросу об организационной самостоятельности органов местного самоуправления // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Е: Юридические науки. 2020. № 3. С. 57–64.
- Чуксина В. В., Шастина А. Р. О формировании исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в аспекте конституционных изменений // Аграрное и земельное право. 2020. № 4 (184). С. 90–92.
- Дорофеев А. В. Органы местного самоуправления как элемент системы публичной власти в России: тенденции взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления // В сборнике: 30 лет современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 59–63.