В статье рассматривается интеграция игровых технологий и регионального компонента в работе педагога-организатора. Автор описывает различные игровые методы, такие как командные игры, интерактивная игра-стенд, мероприятие с применением игровых форм.
Ключевые слова: краеведение, игровые технологии.
Работа педагога-организатора предполагает использование различных форм организаций детского досуга: концерты, развлекательные программы, конкурсно-игровые мероприятия, дискотеки, викторины, игры квесты, литературные вечера и другие [1].
При подготовке мероприятий, используя давно известные формы и наполняя их региональным компонентом, педагог-организатор одновременно формирует интерес к краеведению, желание больше узнать о героях и событиях различных периодов в истории малой родины, воспитывает чувство признательности, уважения и памяти по отношению к героям-землякам и местам памяти, закрепляет и углубляет исторические знания, обогащает словарный запас [2].
Командная игра является одним из наилучших средств для развития навыков коммуникации, кооперации, креативного мышления. Особенно актуальным в настоящее время становится проведение командных игр с региональным компонентом, который позволяет учащимся углубить знания о малой родине, развить чувство гордости за Отечество.
Например, учащимся можно предложить командную игру «Мы помним! Мы победим!», которая представляет собой игровое поле формата 1500мм*1050мм, на котором отмечены место «старта» и «финиша», между ними 19 игровых ходов, каждый «ход» оборудован кармашком для крепления флага с названием команды.
Для игры разработан специальный кубик, грани которого отмечают количество ходов, выпавших команде, максимальный ход — три. Каждый ход предполагает исполнение задания, либо ответ на вопрос по теме игры, либо задание из следующих областей:
— «Мы вместе» — игры и конкурсы на сплочение коллектива, строевая подготовка;
— «Выбор оружия» — логические задания и вопросы, связанные с производством оружия и боеприпасов в Пензенской области;
— «Штаб» — зашифрованные письма и задания;
— «Переправа» — логические задания и фото-викторины, по теме мосты и переправы, стили плавания и другое;
— «Полевая кухня» — задания на определение крупы на ощупь, овощей и фруктов по вкусу, определение блюда по рецепту, составление меню и другое;
— «Поле боя» — данный ход предполагает ответ на вопросы по истории трагического периода в Пензенском крае — Великой Отечественной войны;
— «Минное поле» — два хода назад;
— «Лазарет» предполагает как интеллектуальные задания, так и практические из области медицины. Задания связаны с организацией эвакогоспиталей в Пензенской области;
— «Привал» — конкурсы и караоке (песни о Великой Отечественной войне);
— «Партизанский отряд» — ответив на вопрос, связанный с организацией партизанского подполья, партизаны показывают команде короткую дорогу (+ 1 ход).
Ход игры. Участники игры делятся на команды, придумывают название и вписывают его на флажок. Данный флажок устанавливается на позицию «Старт». Далее по жеребьёвке определяется очередность хода. Участник команды бросает кубик и переставляет флажок на соответствующую позицию. Каждый ход предопределяет выполнение задания, при условии, если команда с ним справляется, в свою очередь получает возможность бросить игровой кубик. Если команда не может справиться с заданием, либо выполняет его неверно, позицию они оставляют за собой, но пропускают следующий ход.
Побеждает команда, которая первой поставит свой флаг на отметку «Финиш».
Частая смена форм досуга, от интеллектуального и познавательного к развлекательному и спортивному, поддерживает интерес участников игры, оставляет элемент неожиданности.
Применение данной игры возможно как в отдельном классе (одновозрастном, сплоченном детском коллективе), так и в разновозрастной группе незнакомых ребят.
Рис. 1. Поле командной игры «Мы помним! Мы победим!»
Следующая форма — интерактивный стенд-игра «Дворец в вопросах и ответах», приуроченная к годовщине Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы, предназначенная для учащихся, посещающих детские объединения.
Рис. 2. Вариант интерактивного стенда
Подойдя к стенду, учащийся выбирал одну из следующих номинаций:
— «История Дворца детского (юношеского) творчества» г. Пензы;
— «Музеи Дворца детского(юношеского) творчества» г. Пензы;
— «Детские объединения и их педагоги»
— «Мероприятия «Дворца детского(юношеского) творчества» г. Пензы»
— «Педагоги и воспитанники».
После выбора номинации учащийся отвечал на вопрос по ней. Пять правильных ответов давали возможность учащемуся получить именной диплом.
Различные формы работы можно объединить в мероприятие «Традиционные игры Пензенской области». Ребята с большим интересом знакомятся с давно утерянными «Кулями» и «Клееком», «Лаптой» и «Третьим лишним» и другими играми.
В заключении хочется сказать, что краеведение — это довольно сложная для восприятия учащимися дисциплина. Опыт показывает: зачастую мы много говорим о патриотизме и любви к малой родине, вводим новые предметы, тестирования, опросы, конкурсы и конференции, но привить популярность краеведения в детской среде все равно не получается. Организационно-массовая работа в этом случае работает намного эффективнее. Этому способствует множество моментов, которые так любят дети: соревновательность, эмоциональное наполнение, возможность продемонстрировать свои успехи и переживать неудачи, работать в группе, возможность увидеть сложный материал в новом свете.
Литература:
- Бутов А. В. Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования / А. В. Бутов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 391–394. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74837/ (дата обращения: 09.09.2023).
- Соловьев Л. И. Краеведческие игры: учебное пособие. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. — 368 с.