Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)

Дата публикации: 29.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ефимова, И. М. Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности / И. М. Ефимова, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18626/ (дата обращения: 18.09.2024).

Препринт статьи



В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические технологии, игровые технологии, квесты в образовании.

Все большее значение в образовательном процессе обретает способность педагогических работников ориентироваться в информационных потоках. Как отмечают многие методологи современной системы образования вопрос конкурентоспособности в условиях развивающегося рынка образовательных услуг остается актуальным, сегодня коммерческие предложения сферы образования пестрят предложениями «геймификации образования», когда массовое российское образование далеко от этих идей вовсе. С этим и связана актуализация интерактивных методов в образовании. В сравнении с традиционным занятием, интерактивное способствует созданию условий для инициативы обучающихся. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

В рамках данной работы мы хотели поделиться опытом работы с педагогическими работниками в направлении внедрения квест-технологий в образовательный процесс. Изначально нами был подготовлен комплекс сценариев квест-игр, который может быть использован педагогическими работниками в воспитательных целях в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, позже пришла идея разработки для заведующих отделами и педагогов-организаторов центра. Целевая аудитория — педагогические и административные работники системы дополнительного образования.

Идея о возможности по снисходящей от заведующих методистам и педагогам-организатором, а далее педагогам дополнительного образования поделиться знаниями в области разработки и проведения квест-игр была связана с понимаем необходимости не просто дать готовый продукт в виде сценариев для педагогов, но и научить их в будущем самостоятельно разрабатывать подобные игры в рамках реализации ДООП.

В качестве обязательных опорных точек для педагога, который планирует внедрить квесты в свою образовательную практику можно выделить: постановку цели; разработку сюжета, раскрывающего цель; проработку роли обучающихся (игроков); подготовку загадок, головоломок, вопросов и проблемных ситуаций с целью кооперации действия участников.

На что стоит обратить внимание перед подготовкой квеста:

– педагогам важно помнить, что задачи в рамках квеста должны быть условием для того, чтобы обучающиеся двигались дальше, например, только решив задачу, они получат ключ и смогут найти следующее задание;

– правила и умение их презентовать обучающимся — ключ к успеху проведения квеста;

– у обучающихся всегда должен быть выбор, они сами должны решать, как поступить — это будет способствовать повышению эмоциональной вовлеченности;

– перед проведением квеста впервые важно несколько раз пройтись самому по маршруту, чтобы рассчитать тайминг и разложить задания с материалами в укромные места.

Также, для достижения цели квест-игр педагогам следует соблюдать ряд простых правил, которые будут способствовать эффективной реализации квест-игр на практике: важно разграничить позиции ведущего и участников; необходимо дать свободу самовыражения участников квест-игры; чтобы обучающиеся были включены в процесс важно учитывать возрастные особенности.

Кажется, что это банальные пункты, о которых знает каждый педагог, но важно отметить, что между теоретическим знанием и практическим умением — лежит пропасть, о которой важно помнить каждому.

Если с составляющей квест-игр все понятно, то остается вопрос «как еще помочь педагогу, чтобы у него все наверняка получилось?».

Организация квеста может показаться сложным занятием, если ранее педагог не сталкивался с интерактивными методами проведения занятий, но в каждом учреждении есть педагоги-организаторы готовые прийти на помощь в проработке идеи и подготовке интерактивного занятия. Деятельность педагогов-организаторов многогранна, ведь каждое мероприятие, каждый организационный момент требуют от них креативности, оперативного решения вопросов.

Совместная работа педагога дополнительного образования с педагогом-организатором в данном направлении будут способствовать и реализации воспитательных задач: содействие раскрытию способностей обучающихся; создание условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; воспитание культуры общения и поведения.

Также информативными будут чек-листы с полезной информацией, которой можно поделиться с педагогами. С этой целью били разработаны следующие материалы:

  1. Опорные точки процесса разработки квеста, где отражены основные этапы процесса работы над проектом квеста.
  2. На что стоит обратить внимание перед подготовкой квеста, где отражены четыре составляющие успешного проведения игрового занятия.
  3. Основные правила проведения квест-игр, в процессе проектирования сценария квест-занятия важно помнить, что составляющими успеха будут разграничение позиций, свобода самовыражения, право выбора участников, соблюдение возрастных особенностей обучающихся.
  4. Чек-лист подготовки квест-игр содержит в себе все основные параметры подготовки мероприятия. Он может быть полезен педагогу для самостоятельной работы, а также в качестве материала для организации мероприятия в рамках методической встречи с педагогами, где можно в живом формате совместно по чек-листу создать квест.
  5. Рефлексия важный этап любого мероприятия. Рефлексия позволяет выделить сильные и слабые стороны, задуматься над тем, что можно повторить, что стоит доработать или вовсе исключить из мероприятия в будущем.

Квесты — отличный способ группового взаимодействия, они могут быть полезны на первых этапах знакомства коллектива. Квест-игры также могут быть рекомендованы к реализации с целью сплочения коллектива. Квест — это уникальное сочетание полезных свойств отдельных игр. Загадки на логику и смекалку, физическая активность, азарт, развитие познавательного интереса и мотивации к обучению, сплочение и раскрепощение — это все об образовательной технике квест-игр.

Квест-игры можно рассматривать как инструмент, который может позволить обучающимся совместно с педагогом достигнуть краткосрочные цели, в контрасте с долгосрочной (например, освоение дополнительной общеразвивающей программой) — пройти игру и получить новые полезные знания, возможность для обучающихся включиться в новую краткосрочную деятельность, в сравнении с повторяющимися действиями, что будет способствовать активному усвоению новых знаний.

Литература:

  1. Войцеховская В. С. Творческая компетентность педагога-организатора как фактор, влияющий на эффективность воспитательной работы // Проблемы современного образования. — 2021. — № 4. — С. 147–156
  2. Попова Е. М. О пользе дополнительного образования // Образовательная политика. — 2011. — № 6. — С. 101–105.
  3. Сафонова Евгения Викторовна Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. — 2018. — № 1–2. — С. 83–87.
  4. Стромбская А. А. Квест в ДОУ. Познания в игре / А. А. Стромбская // Молодой ученый. — 2021. — № 9. — С. 215–216.
  5. https://edu.tatar.ru/upload/storage/org5336/files/Сборник 2022–2023 уч_год.pdf