Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
Авторы: Ефимова Ирина Михайловна, Валишина Диана Айдаровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)
Дата публикации: 29.08.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Ефимова, И. М. Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности / И. М. Ефимова, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18626/ (дата обращения: 18.09.2024).
Препринт статьи
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические технологии, игровые технологии, квесты в образовании.
Все большее значение в образовательном процессе обретает способность педагогических работников ориентироваться в информационных потоках. Как отмечают многие методологи современной системы образования вопрос конкурентоспособности в условиях развивающегося рынка образовательных услуг остается актуальным, сегодня коммерческие предложения сферы образования пестрят предложениями «геймификации образования», когда массовое российское образование далеко от этих идей вовсе. С этим и связана актуализация интерактивных методов в образовании. В сравнении с традиционным занятием, интерактивное способствует созданию условий для инициативы обучающихся. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
В рамках данной работы мы хотели поделиться опытом работы с педагогическими работниками в направлении внедрения квест-технологий в образовательный процесс. Изначально нами был подготовлен комплекс сценариев квест-игр, который может быть использован педагогическими работниками в воспитательных целях в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, позже пришла идея разработки для заведующих отделами и педагогов-организаторов центра. Целевая аудитория — педагогические и административные работники системы дополнительного образования.
Идея о возможности по снисходящей от заведующих методистам и педагогам-организатором, а далее педагогам дополнительного образования поделиться знаниями в области разработки и проведения квест-игр была связана с понимаем необходимости не просто дать готовый продукт в виде сценариев для педагогов, но и научить их в будущем самостоятельно разрабатывать подобные игры в рамках реализации ДООП.
В качестве обязательных опорных точек для педагога, который планирует внедрить квесты в свою образовательную практику можно выделить: постановку цели; разработку сюжета, раскрывающего цель; проработку роли обучающихся (игроков); подготовку загадок, головоломок, вопросов и проблемных ситуаций с целью кооперации действия участников.
На что стоит обратить внимание перед подготовкой квеста:
– педагогам важно помнить, что задачи в рамках квеста должны быть условием для того, чтобы обучающиеся двигались дальше, например, только решив задачу, они получат ключ и смогут найти следующее задание;
– правила и умение их презентовать обучающимся — ключ к успеху проведения квеста;
– у обучающихся всегда должен быть выбор, они сами должны решать, как поступить — это будет способствовать повышению эмоциональной вовлеченности;
– перед проведением квеста впервые важно несколько раз пройтись самому по маршруту, чтобы рассчитать тайминг и разложить задания с материалами в укромные места.
Также, для достижения цели квест-игр педагогам следует соблюдать ряд простых правил, которые будут способствовать эффективной реализации квест-игр на практике: важно разграничить позиции ведущего и участников; необходимо дать свободу самовыражения участников квест-игры; чтобы обучающиеся были включены в процесс важно учитывать возрастные особенности.
Кажется, что это банальные пункты, о которых знает каждый педагог, но важно отметить, что между теоретическим знанием и практическим умением — лежит пропасть, о которой важно помнить каждому.
Если с составляющей квест-игр все понятно, то остается вопрос «как еще помочь педагогу, чтобы у него все наверняка получилось?».
Организация квеста может показаться сложным занятием, если ранее педагог не сталкивался с интерактивными методами проведения занятий, но в каждом учреждении есть педагоги-организаторы готовые прийти на помощь в проработке идеи и подготовке интерактивного занятия. Деятельность педагогов-организаторов многогранна, ведь каждое мероприятие, каждый организационный момент требуют от них креативности, оперативного решения вопросов.
Совместная работа педагога дополнительного образования с педагогом-организатором в данном направлении будут способствовать и реализации воспитательных задач: содействие раскрытию способностей обучающихся; создание условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; воспитание культуры общения и поведения.
Также информативными будут чек-листы с полезной информацией, которой можно поделиться с педагогами. С этой целью били разработаны следующие материалы:
- Опорные точки процесса разработки квеста, где отражены основные этапы процесса работы над проектом квеста.
- На что стоит обратить внимание перед подготовкой квеста, где отражены четыре составляющие успешного проведения игрового занятия.
- Основные правила проведения квест-игр, в процессе проектирования сценария квест-занятия важно помнить, что составляющими успеха будут разграничение позиций, свобода самовыражения, право выбора участников, соблюдение возрастных особенностей обучающихся.
- Чек-лист подготовки квест-игр содержит в себе все основные параметры подготовки мероприятия. Он может быть полезен педагогу для самостоятельной работы, а также в качестве материала для организации мероприятия в рамках методической встречи с педагогами, где можно в живом формате совместно по чек-листу создать квест.
- Рефлексия важный этап любого мероприятия. Рефлексия позволяет выделить сильные и слабые стороны, задуматься над тем, что можно повторить, что стоит доработать или вовсе исключить из мероприятия в будущем.
Квесты — отличный способ группового взаимодействия, они могут быть полезны на первых этапах знакомства коллектива. Квест-игры также могут быть рекомендованы к реализации с целью сплочения коллектива. Квест — это уникальное сочетание полезных свойств отдельных игр. Загадки на логику и смекалку, физическая активность, азарт, развитие познавательного интереса и мотивации к обучению, сплочение и раскрепощение — это все об образовательной технике квест-игр.
Квест-игры можно рассматривать как инструмент, который может позволить обучающимся совместно с педагогом достигнуть краткосрочные цели, в контрасте с долгосрочной (например, освоение дополнительной общеразвивающей программой) — пройти игру и получить новые полезные знания, возможность для обучающихся включиться в новую краткосрочную деятельность, в сравнении с повторяющимися действиями, что будет способствовать активному усвоению новых знаний.
Литература:
- Войцеховская В. С. Творческая компетентность педагога-организатора как фактор, влияющий на эффективность воспитательной работы // Проблемы современного образования. — 2021. — № 4. — С. 147–156
- Попова Е. М. О пользе дополнительного образования // Образовательная политика. — 2011. — № 6. — С. 101–105.
- Сафонова Евгения Викторовна Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. — 2018. — № 1–2. — С. 83–87.
- Стромбская А. А. Квест в ДОУ. Познания в игре / А. А. Стромбская // Молодой ученый. — 2021. — № 9. — С. 215–216.
- https://edu.tatar.ru/upload/storage/org5336/files/Сборник 2022–2023 уч_год.pdf