Незаконное обращение наркотических средств в Российской Федерации является актуальной проблемой, которая нуждается в первоочередном решении. Применение специальных знаний во время расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является важным источником доказательной информации для установления степени вины подозреваемых лиц.
Наркомания в Российской Федерации получила в последние годы катастрофическое распространение, что негативно отражается на здоровье населения.
Преступления о незаконных действиях с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами посягают на здоровье и жизнь человека. Они создают опасность для его биофизиологического и психического состояния.
При наркомании происходит деформирование, а затем и разрушение системы мотиваций, разрыв социальных связей личности, формируется противоправное поведение, проявляющееся в готовности к совершению любого преступления для приобретения наркотических средств и стремлении привить окружающим склонность к их употреблению.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров приведен в Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [1], а также, частично, в Указе Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [2] — оба законодательного акта действуют с изменениями и дополнениями.
Кроме этого, все эти предметы (кроме аналогов) предусмотрены перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее — Перечень) [3], который составлен в соответствии с законодательством и международными обязательствами Российской Федерации, в том числе соответствующей конвенции ООН [4]. Список состоит из трех таблиц, каждая из которых включает 4 списка. Эти списки содержат перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обращение которых в Российской Федерации либо вообще запрещено, либо ограничено, но в отношении которого устанавливаются меры контроля разной строгости.
Для упорядочения обращения наркотических средств существуют специальные правила приобретения, хранения и учета в медицинских учреждениях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения. Наработан и порядок хранения, сдачи государству и уничтожения наркотических средств, изъятых в ходе расследований в уголовных производствах, регламентируемый соответствующими документами о порядке производства, хранения, перевозки и реализации прекурсоров.
Наркотические средства и психотропные вещества на российский подпольный рынок попадают из разных источников. Многие из них производятся на специально организованных подпольных мини-заводах, которые создаются в химических лабораториях научно-исследовательских заведений, высших учебных заведениях, а также в частных помещениях. Значительная часть похищается с предприятий фармакологической промышленности. Важным источником поступления наркотиков на подпольный рынок являются лечебные учреждения, где создаются неучтенные запасы под видом списания препаратов с просроченными сроками годности, а также путем подмены наркотиков другими лекарствами. Значительное количество наркотиков попадает из аптек, для чего используются поддельные медицинские рецепты [2].
Ситуацию усугубляет развитие новых коммуникационных технологий. Трудности расследования подобных преступлений во многом определяются тем, что сбыт наркотических средств «из рук в руки» в настоящее время наркоторговцами практически не используется. Его заменили бесконтактные способы сбыта наркотиков, при которых применяются современные электронные средства связи (сотовая связь, ресурсы глобальной сети Интернет, электронные платежные системы, программы мгновенного обмена сообщениями и т. п.). Причастными к которому становятся, как правило, ранее судимые и организованные преступные группы, пытающиеся таким образом скрыть свою преступную деятельность от правоохранительных органов, избежать непосредственного обмена наркотиков на деньги и, как следствие, возможности быть задержанными «на горячем». Выступая в качестве организаторов уголовных правонарушений, указанные лица активно вовлекают в их совершение лиц, имеющих специальные знания в области информационных технологий (например, для создания веб-сайтов, блогов, телеграмм-ботов, технической поддержки их функционирования и др.), молодежь числа лиц.
Преступники используют современные телекоммуникационные технологии, зашифрованные сетевые Интернет ресурсы, псевдонимы, кодовые слова, соблюдают меры конспирации, координируют свои действия и осуществляют обмен информацией с помощью различных телекоммуникационных сетей и мобильных приложений (приложений). Указанные приложения обладают свойствами технологии сквозное шифрование, позволяющее читать сообщения только участникам переписки (например, WhatsApp) или имеющим функцию «секретный чат», сообщения в котором удаляются автоматически в зависимости от времени, установленного пользователем, и на серверах переписки тоже не сохраняется (например, Telegram). Указанное существенно усложняет выявление и расследование изучаемых уголовных правонарушений. Таким образом, в механизме незаконного обращения наркотиков, совершаемом с использованием современных телекоммуникационных и других технологий, находят отражение определенные закономерности, обусловленные различными обстоятельствами. При этом к традиционным следам совершения данных видов преступлений прилагаются так называемые «виртуальные» (или «цифровые» или «компьютерные») следы.
Указанные обстоятельства значительно усложняют процесс расследования и фиксации обстоятельств подготовки и совершения незаконного оборота наркотиков, делают невозможными показания подозреваемых или свидетелей об особенностях внешности сбытчиков наркотиков, а также их опознания. К тому же, использование преступниками современных телекоммуникационных и других технологий, компьютерно-технических средств и сети Интернет в качестве способа совершения преступления требует от следователя, детектива и работника оперативного подразделения не только качественного владения навыками обращения с компьютерной техникой и программами, но и навыками поиска, выявления, фиксации и копирования информации, содержащейся на компьютерах, смартфонах, различных цифровых носителях информации и телекоммуникационных средствах, Интернет-ресурсах и т. д.
Анализ опыта практической деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров свидетельствует, что наиболее распространенными негласными следственными (розыскными) действиями, используемыми для фиксации преступных деяний являются:
наблюдение за лицом, вещью или местом, аудио-, видеоконтроль личности и места;
в форме контролируемой поставки или (и) контролируемой и оперативной закупки;
Особенности документирования незаконного оборота наркотиков, избрание последовательности проведения негласных следственных (розыскных) действий зависит от конкретных обстоятельств совершения преступления, личности преступников, имеющейся оперативной информации и информации, имеющейся в материалах конкретных оперативно-розыскных дел или уголовных производств.
Учитывая механизм незаконного обращения наркотиков с использованием сети Интернет, особое внимание следует уделить выявлению документов или других источников информации о наличии у подозреваемого образования в области компьютерных технологий, опыта работы в соответствующей сфере, наличия соответствующих практических умений и навыков. В редких случаях возникает потребность в изъятии других документов, характеризующих подозреваемого (например, медицинских карт из медицинских учреждений, справок о лечении, нахождения на учете у нарколога, психиатра и др.) с целью их приобщения к материалам уголовного производства, использования при назначении и проведении определенных судебных экспертиз и т. д.
Литература:
- О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, № 2, ст. 219.
- О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374// СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 // СПС «КонсультантПлюс».
- Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного обращения наркотических средств и психотропных веществ: междунар. док. от 20 дек. 1988 г. URL: ttp://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/995_096.
- Шарманкин С. В. Особенности доказывания по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота синтетических наркотических средств, совершённых с использованием сети Интернет / С. В. Шарманкин // Антинаркотическая безопасность. — 2014. — № 3. — С. 68–71
- Яцкина И. А. Специфика способа совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом новых видов наркотических средств, в методике расследования таких преступлений / И. А. Яцкина // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — № 6. — С. 231–233