В данной статье рассматривается роль и различные виды мотивов для формирования мотиваций у студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе.
Ключевые слова: спорт, мотивация, здоровье, физическая культура, занятия, интерес, студенты.
This article discusses the role and various types of motives for the formation of students' motivation for physical education and sports at the university.
Keywords: sport, motivation, health, physical education, classes, interest, students.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения всегда была и по сей день остается важнейшей проблемой людей. На сегодняшний день выявляются серьезные показатели ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Причин немало: плохая экология, вредное и нестабильное питание, качество потребляемой воды и, конечно же, низкая двигательная активность.
На сегодняшний день есть лишь призывы быть здоровыми, а реальная практика говорит об ухудшении состояния здоровья молодежи, увеличении количества больных сердечно-сосудистыми и инфекционными заболеваниями [3].
Студенты, в особенности на начальных этапах своего обучения, являются самой уязвимой частью молодежи, поскольку сталкиваются с трудностями, связанными с увеличением рабочей нагрузки, низкой физической активностью, проблемами в социальном и межличностном общении.
Нынешние студенты являются основным трудовым резервом нашей страны, они — будущие родители, их здоровье и благополучие является ключом к здоровью и благополучию всей нации. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей молодежи в физических упражнениях [2].
Процесс формирования интереса к физическому воспитанию и спорту — это не мгновенный, а многоэтапный процесс: от первых базовых гигиенических знаний и навыков до углублённых знаний по теории и методологии физического воспитания и интенсивных видов спорта.
Мотивация — это психическая адаптация человека. Не каждому человеку легко заставить себя пойти в спортзал или хотя бы совершить утреннюю пробежку, однако формируя в себе мотивацию человек осознает всю серьезность своего намерения и двигается в заданном себе направлении. Мотивация описывается как состояние, которое заряжает энергией, направляет человека и поддерживает. Мотивация включает в себя цели и требует активности. Цели служат стимулом и направлением действий, в то время как действие влечет за собой усилия: настойчивость для поддержания активности в течение продолжительного периода времени.
Выбор человеком задачи в условиях свободного выбора указывает на мотивацию для выполнения какой-либо задачи. Человек решил заниматься спортом в свободное время. Это указывает на то, что он мотивирован спортом. Высокие уровни усилий, прилагаемые в выбранной области, также свидетельствуют о мотивации. Например, если студент снова и снова усердно работает над сложной задачей, это будет указывать на более высокий уровень мотивации.
Мотивация — это внутренняя энергетическая сила, определяющая все аспекты поведения человека, на мышление, чувства и взаимодействие с другими. В спорте мотивация признана в качестве необходимой предпосылки для того, чтобы спортсмены реализовали свой потенциал. Однако, учитывая его изначально
Существует множество подходов к изучению мотивации. Некоторые основаны на графиках позитивного и негативного подкрепления (например, поведенческий подход Б. Ф. Скиннера и Ивана Павлова), в то время как другие фокусируются на чувстве мастерства человека над рядом обстоятельств (например, в теории самоэффективности Альберта Бандуры).
Одним из наиболее популярных и широко апробированных подходов к мотивации в спорте и других областях достижений является теория самоопределения. Данная теория базируется на ряде мотивов или положений, которые различаются в зависимости от степени самоопределения, которое они отражают. Самоопределение связано с тем, насколько ваше поведение выбрано и инициировано вами. Поведенческие нормы могут быть помещены в континуум самоопределения. От наименее до наиболее самоопределяемых — отсутствие мотивации, внешнее регулирование, интроецированное регулирование, внутренняя мотивация.
Можно слышать, что спортсмен-активист говорит: «Я больше не вижу смысла в тренировках — это просто утомляет меня». Такие спортсмены проявляют чувство беспомощности и часто нуждаются в консультировании, поскольку они очень склонны к демотивации.
Внешние и интроецированные правила представляют собой неопределяемые или контролирующие типы внешней мотивации, потому что спортсмены не чувствуют, что их поведение является выборочным, и, как следствие, они испытывают психологическое давление. Участие в спорте, чтобы получить призовой фонд, выиграть трофей или золотую медаль, символизирует внешнее регулирование. Участие во избежание наказания или негативной оценки также является внешним. Интроекция — это внутреннее давление, при котором спортсмены могут участвовать из чувства вины или для достижения признания кем-то.
Из анализа научной и учебно-методической литературы, опроса и анкетирования студентов различных специальностей и курсов нефизкультурных вузов выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой в вузе: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого-значимые. Проанализировав виды мотивов, прочитав различные статьи и научную литературу можно сделать выводы, чтобы для повышения мотивации у студентов необходимо разнообразить учебные и секционные занятия. Необходимо:
Ввести для девушек различные виды аэробики;
Ввести для юношей — силовые тренировки, различные виды единоборства и спортивные игры.
При проведении занятий избегать монотонности, разнообразить занятия, раавляя с игровой и соревновательными методами. Также введенная сдача норм ГТО, позволяет улучшить физическую подготовку и добиться целей, а главное — это укрепить здоровье.
У каждого человека есть свой интерес в жизни, у кого-то различные науки, у кого-то физическая культура. Интерес — источник энергии, который можно использовать для достижения превосходных результатов в любой области, однако без мотивации человек «далеко не уйдет» в своих желаниях, именно поэтому мотивация является ключом к развитию человека в любой сфере деятельности. Как сказал Марк Спитц — американский пловец, один из четырёх 9-кратных олимпийских чемпионов в истории спорта «Если ты не готов трудиться, значит, ты готов проиграть». [1]
Цели, поставленные автором в статье — рассмотреть понятие и значение мотивации к занятиям физической культурой, достигнуты, исходя из написанного выше, исходя из анализа, проведенного автором мы делаем вывод, что мотивация является ключевым фактором для достижения значимых результатов при занятии физической культурой
Для эффективной мотивации студентов нужно иметь верное представление о разных категориях интересов студентов, необходимо проводить работу по тщательному изучению личных физиологический данных студентов и персональных интересов и приоритетов каждого.
Данная тема может быть рассмотрена в будущих исследованиях, которые могли бы плодотворно продолжить рассмотрение изученной темы.
Литература:
- https://wikiphile.ru/240-fraz-o-sporte/
- Дрокина К. Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34).
- Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электроный научный журнал. — 2017. — № 6 (36).