Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Смурыгина, Л. В. Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов / Л. В. Смурыгина, И. Ю. Разуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22475/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, оздоровительный бег, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

 

Актуальность данной работы заключается в возрастающей необходимости научного обоснования технологии использования самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов. В связи с этим возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп студенческой молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов оздоровительной физической культуры, а также их координацию с другими формами индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования молодежи.

Цель исследования — экспериментально обосновать педагогические аспекты организации оздоровительным бегом на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию студентов.

Задачи исследования:

  1.      Разработать и обосновать формы учебных и самостоятельных занятий оздоровительной направленности по физическому воспитанию с учетом уровня физической подготовленности и функциональных возможностей студентов.
  2.      Разработать комплекс мер педагогического контроля при выполнении студентами различных форм учебных и самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Экспериментальные исследования проводились поэтапно. Изучались исходные данные физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов ТашГАУ, ТашГПУ, ТИТП и филиала МГУ в г.Ташкенте (2001–2015 г.г.). Также на этом этапе разрабатывался комплекс мер педагогического контроля за самостоятельными занятиями и новая форма дневника самоконтроля. Определялось содержание самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Проведение эксперимента сводилось к обучению студентов к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом с целью их оздоровления и подтверждения на последующим педагогическим контролем.

В своих рекомендациях мы учитывали, что методика применения оздоровительного бега должна быть адекватна состоянию организма студентов. Точно такой же подход должен быть соблюден и в использовании любых упражнений оздоровительной направленности. Занятия должны быть непрерывными, регулярными, круглогодичными, многолетними, нагрузка должна увеличиваться постепенно и быть адекватной состоянию организма. Упражнения принесут занимающимся положительный результат только в том случае, если они будут использоваться в соответствии с правилами, принятыми в практике и теории физического воспитания.

Основным методом, рекомендуемым для самостоятельных занятий, является равномерный метод, то есть прохождение всей дистанции в ровном темпе с постоянной скоростью. При этом учитывалось, что у подготовленных бегунов по мере врабатывания организма со второй половины дистанции скорость может постепенно возрастать.

Начинающим бегунам в подготовительный период рекомендовалось чередование коротких отрезков бега и ходьбы, например, 50–100 м бега, 100–200 м ходьбы. Длина отрезков сугубо индивидуальна и зависит от состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

Из всего богатого арсенала средств подготовки бегунов на средние дистанции для самостоятельных занятий оздоровительным бегом подходят только следующие варианты:

  1.      Для начинающих бегунов — легкий равномерный бег от 15 до 30 мин при пульсе 120–130 уд/мин. Является основным тренировочным средством у начинающих бегунов. У более подготовленных любителей бега используется как разгрузочное средство в качестве облегченной тренировки.
  2.      Кроссовый бег от 30 до 60 мин при пульсе 144–156 уд/мин — 1–2 раза в неделю. Применяется как для развития выносливости у хорошо подготовленных бегунов.

Выявлено, что объем нагрузки, необходимый для поддержания здоровья студентов, требует трехразовых нагрузок по 30 мин медленного бега в неделю.

Интенсивность воздействия зависит от скорости бега и определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Скорость в оздоровительном беге не должна превышать порог, который у начинающих бегунов соответствует 130 уд/мин, у хорошо подготовленных повышается до 150 уд/мин и у классных спортсменов достигает 170 уд/мин. То есть тренировка должна проходить в аэробной зоне со 100 % обеспечение кислородом, так как образование кислородного долга у неподготовленных бегунов может вызвать спазм сердечных артерий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тренировка при пульсе ниже 130 уд/мин менее эффективна, так как ударный объем крови (выброс крови в кровоток за одно сокращение) при этом не достигает максимальной величины. Поэтому считается, что в оздоровительном беге тренировка должна проходить при ЧСС в зоне 130–150 уд/мин.

Для точного определения ЧСС подсчет пульса проводится за первые 10 сек с момента остановки, иначе данные будут неверны. Это нужно делать лишь на первых занятиях с целью коррекции скорости бега и выбора определенного темпа. В дальнейшем опытные бегуны хорошо контролируют темп по особому чувству легкости, которое говорит об аэробном режиме тренировки; чувство тяжести, которое обычно появляется при ускорениях и беге в гору, сигнализирует о переходе в смешанную зону энергообеспечения.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание. Исследования показали, что до тех пор, пока дыхание через нос полностью обеспечивает поступление в легкие кислорода ЧСС не превышает 130 уд/мин. Момент, когда испытуемый вынужден был сделать дополнительных вдох через рот, соответствовал увеличению пульса до 150 уд/мин, то есть в верхней границе аэробной зоны. Поэтому вполне обоснованы рекомендации для новичков дышать через нос, что автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным.

Скорость бега в процессе занятий должна увеличиваться только естественным путем, по мере роста тренированности непроизвольно и незаметно для самого бегуна.

О величине нагрузки в одном занятии мы судили по скорости восстановления пульса, который через 10 мин не должна превышать 100 уд/мин.

Выводы:

  1.      Доказана возможность использования студентами оздоровительного бега на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию совместно с другими средствами оздоровительной физической культуры для развития интереса студентов к своему физическому совершенствованию.
  2.      Проведенные нами исследования обнаруживают положительные достоверные сдвиги по всем параметрам физического развития, функционального состояния и физической подготовленности у студентов выполняющих учебные и самостоятельные занятия оздоровительной направленности.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, мина, оздоровительный бег, физическое воспитание, оздоровительная направленность, бегун, оздоровительная физическая культура, скорость бега, физическая подготовленность, аэробная зона.


Похожие статьи

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Похожие статьи

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Задать вопрос