Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Смурыгина, Л. В. Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи / Л. В. Смурыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17052/ (дата обращения: 18.11.2024).

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: педагогические технологии, физическое совершенствование, оздоровительная физическая культура, процесс физического воспитания, студенческая молодежь.

 

На современном этапе развития общества оздоровление, сохранение и укрепление здоровья молодежи приобретает важное государственное значение. Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры в высших учебных заведениях, является достижение студентами комплексных показателей физического совершенства. Под этим подразумевается оптимальная мера общей физической подготовленности, гармоничного физического развития и крепкого здоровья.

Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования и творческого роста. Образ жизни является базисом здоровья. Поэтому, необходимо совершенствовать педагогические технологии оздоровительной направленности и обучение здоровому образу жизни студенческой молодежи в учебном процессе по физическому воспитанию.

Важность такого рода исследований усиливается недостаточным количеством необходимых научно-практических разработок, по использованию педагогических технологий касающихся использования различных форм самостоятельных занятий оздоровительной направленности и научно-обоснованных при их выполнении режимов двигательной активности, содержания педагогического контроля и самоконтроля студентов, критериев сформированного навыка.

Совершенствование процесса физического воспитания студентов предполагает дальнейшее повышение роли самостоятельных занятий оздоровительной направленности в формировании личности будущего специалиста, его адаптационных возможностей к учебной и дальнейшей трудовой деятельности. В то же время отмечается, уменьшение интереса учащихся к своему физическому совершенствованию, снижению уровня их здоровья и разносторонней физической подготовленности.

В настоящее время внедрение средств оздоровительной физической культуры в практику физического воспитания студенческой молодежи является актуальной темой научных исследований.

В связи с этим возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп учащейся молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов оздоровительной физической культуры во время учебных занятий, а также их координацию с другими формами индивидуальных самостоятельных занятий оздоровительной направленности с целью физического совершенствования молодежи.

Цель работы: внедрение педагогических технологий контроля при использовании средств оздоровительной физической культуры в учебном процессе по физическому воспитанию студенческой молодежи.

Задачи работы:

1.         Проанализировать по данным литературы состояние, проблемы организации и внедрение педагогических технологий оздоровительной направленности студентов средствами физической культуры.

2.         Разработать методологические подходы использования различных средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания студентов.

3.         Изучить влияние средств самостоятельных занятий оздоровительной направленности на физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние студентов различных учебных отделений.

Результаты наших собственных исследований позволяют приблизиться к пониманию возможностей использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания имеющих исключительное значение для удовлетворения потребностей студенческой молодежи.

Принципиальная возможность использования средств оздоровительной физической культуры совместно со средствами физического воспитания сводится не только к формированию тренировочных эффектов, являющихся важнейшим результатом систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует учитывать целый ряд оздоровительных эффектов, реализующихся в результате здорового образа жизни.

В основе достигающихся эффектов с помощью средств оздоровительной физической культуры лежит либо переход организма на более высокий энергетический уровень, что проявляется в расширении диапазона реактивности резервных возможностей организма, либо повышение внутренней организации физиологических процессов, что в свою очередь выражается оптимизацией регуляции функций организма.

Экспериментальные исследования проводились поэтапно. Изучались исходные данные физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов ТашГАУ, ТашГПУ и филиала МГУ в г. Ташкенте (2001–20014 г.г.). Также на этом этапе разрабатывались комплекс мер педагогического контроля за самостоятельными занятиями и новая форма дневника самоконтроля. Определялось содержание самостоятельных занятий.

Проведенный нами анализ и динамика изучаемых параметров показал, что возрастает роль оздоровительной физической культуры в процессе занятий по физическому воспитанию студентов 1–2 курсов, однако далеко не всегда используемых с наибольшей результативностью.

Проведение эксперимента сводилось к обучению, построенному в соответствии с предложенной технологией использования самостоятельных занятий с целью оздоровления студентов и с последующим педагогическим контролем.

Результаты наших собственных исследований позволяют приблизиться к пониманию возможностей использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания имеющих исключительное значение для удовлетворения потребностей студенческой молодежи.

Принципиальная возможность использования средств оздоровительной физической культуры совместно со средствами физического воспитания сводится не только к формированию тренировочных эффектов, являющихся важнейшим результатом систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует учитывать целый ряд оздоровительных эффектов, реализующихся в результате здорового образа жизни.

Для успешного внедрения педагогических технологий контроля подготовленности студентов, а также различных форм и методов оздоровительной физической культуры в систему физического воспитания необходимо устранить факторы сдерживающие внедрение оздоровительных средств в процессе физического совершенствования студентов.

Для успешного внедрения инновационных технологий контроля подготовленности студентов, а также различных форм и методов оздоровительной физической культуры в систему физического воспитания необходимо устранить факторы сдерживающие внедрение оздоровительных средств в процессе физического воспитания. С этой целью авторами (Х. Т. Рафиев, Л. В. Смурыгина, Р. И. Латыпов и Е. В. Козлова, 2011) была разработана новая типовая программа по физическому воспитанию для всех вузов Республики Узбекистан. В течении последних 3 лет программа внедряется во всех вузах Республики Узбекистан и по ее содержанию были получены положительные отзывы и рекомендации.

Новая типовая программа отличается от прежней тем, что в ней представлены контрольные нормативы и критерии оценок в рейтинге для студентов всех учебных отделений. Все контрольные требования различны, и в каждом семестре они изменяются с повышением степени сложности. В каждом контрольном требовании представлены критерии оценок по пятибалльной системе. Каждому студенту предоставляется возможность получить баллы в каждом контрольном упражнении. Для получения положительных оценок в семестре студентам рекомендуется проявлять активность и выполнять самостоятельные занятия оздоровительной направленности и тренироваться в различных секциях по видам спорта.

Для развития интереса студентов к своему физическому совершенствованию, повышения уровня их здоровья и разносторонней физической подготовленности целесообразно использовать методику оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности.

Нами выявлено, что выполнение средств оздоровительной физической культуры является определенной формой деятельности и может быть использовано с профилактической, реабилитационной, рекреативной, корригирующей формирующей целью. Любой вид деятельности должен выполняться в наиболее оптимальном режиме для организма учащихся и студентов.

Выводы:

1.         Систематическое внедрение педагогических технологий контроля и самостоятельных и оздоровительных занятий в учебном процессе позволит раскрыть существенные резервы, которые имеются в физическом воспитании и необходимы для повышения эффективности процесса образования и подготовки кадров, а также и повышения работоспособности и. улучшения состояния здоровья студентов.

2.         При формировании здорового образа жизни студентов средствами оздоровительной физической культуры необходимо исходить из того, что комплексное и рациональное применение благоприятных факторов усиливает оздоровительный эффект на состояние здоровья растущего организма. При этом благоприятное влияние оказывают на рост и развитие организма студентов, только оптимальные и систематические физические нагрузки.

Основные термины (генерируются автоматически): оздоровительная физическая культура, физическое воспитание, оздоровительная направленность, студенческая молодежь, занятие, здоровый образ жизни, удовлетворение потребностей, учебный процесс, физическое воспитание студентов, физическое совершенствование.


Похожие статьи

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников

Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников

Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Задать вопрос