Состояние здоровья детей предшкольного возраста вызывает тревогу и требует от педагогов поиска новых методов оздоровления в условиях дошкольного учреждения. Автор предлагает использовать аэробную беговую нагрузку, как дополнительный механизм формирования здоровья дошкольников. Статья посвящена внедрению оздоровительного бега в практику дошкольных образовательных учреждений. Автор предлагает конкретные рекомендации и описывает возможные трудности при реализации данной формы оздоровления.
Ключевые слова: оздоровительный бег, здоровье дошкольника, система оздоровления в детском саду
Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений. Поэтому важнейшим критерием здоровья является функциональное состояние организма, уровень его жизнеспособности, адаптации к физическим нагрузкам. То есть уровень здоровья человека обусловлен комплексом клинических, морфологических, функциональных и адаптационных факторов [6, 48].
По данным Всероссийской диспансеризации 31 млн. детей — здоровыми признаны меньше половины. Значительная часть детей дошкольного возраста имеют различные хронические заболевания, дефекты физического развития.
Поскольку период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни [11,17], педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может служить организация системы оздоровительного бега в условиях дошкольной организации.
Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег трусцой. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат.
Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание бегущего ребенка является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник.
В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка. [13,82]
Но, не менее важное значение оздоровительный бег оказывает на психоэмоциональное состояние ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.
Много написано о теории и методике проведения оздоровительных пробежек (Ю. Е. Антонов; Ю. Ф. Змановский; В. Г. Алямовская и другие).
Но реализуя на практике систему оздоровительного бега, мы сформулировали некоторые рекомендации для педагогов начинающих внедрять практику оздоровительного бега в работу дошкольной организации.
Педагогам дошкольных организаций следует помнить, что оздоровительный бег в аэробном режиме это лечебно-профилактическая процедура, а не спортивное упражнение, предъявляющее повышенные требования к ребенку.
На первом этапе обучения детей оздоровительным пробежкам имеет смысл разделить группу на подгруппы по индивидуальным физическим и психологическим особенностям. В одну группу включить здоровых высокой или средней активности детей, во вторую — малоподвижных, с избыточной весом детей, и в третью — детей, имеющих временные или постоянные противопоказания к занятиям по состоянию здоровья. Дети третьей группы вместо пробежки совершают прогулку шагом в темпе от среднего до быстрого. Дети первой и второй групп целесообразно направить по разным маршрутам (кругам, дорожкам). Время пробежки у них будет одно, а темп разный.
Необходимо приучать детей бежать каждого в своем комфортном для него темпе. Когда дети научатся контролировать темп на протяжении всей дистанции первую и вторую группы можно объединить. В таком случае дистанция для всех детей будет одна, а темп разный. Исключить соревновательность между детьми. Хочу зафиксировать внимание педагогов на этом аспекте. Естественная психологическая потребность детей, особенно мальчиков, быть «победителем» мотивирует их поднять темп для того, чтобы закончить дистанцию первым. В этот период педагогу необходимо контролировать темп бега и не допускать его повышения. В данном случае мы должны руководствоваться принципом «лучше недодать, чем передать», ведь бесконтрольные занятия физическими упражнениями, без учета основных принципов физического воспитания и адаптационных способностей организма дошкольника могут принести вред его здоровью. Регулировать темп бега можно, поставив ведущим ребенка, который может бежать в спокойном темпе. Наиболее удобно, когда педагог на протяжении всего времени пробежки бежит вместе с детьми, сбоку от группы, Таким образом, он может контролировать темп и физическое состояние детей, делая необходимые остановки для измерения пульса.
Детей дошкольного возраста очень затруднительно (я бы сказала, невозможно) научить контролировать свой пульс. Но дети очень чувствительны к своему состоянию — как правило, когда дети начинают работать с использованием кислородного долга (частота сердечных сокращений превышена от исходного уровня более 60 %), они переходят на шаг либо останавливаются. Педагог должен научиться определять физическое состояние детей по внешнему виду и по пульсу. Оздоровительный эффект пробежки возможен при повышении частоты сердечных сокращений от 30 % до 50 % от исходного уровня.
В дошкольной практике оздоровительный бег лучше всего начинать с установлением теплой комфортной погоды во время утренней гимнастики на улице и физкультуры на улице. Дети, и особенно родители, постепенно привыкают к тому, что каждое утро у них пробежка. С приходом осени важно не пропускать утренние пробежки, несмотря на плохую погоду. В период сильных ветров продолжительность оздоровительного бега следует сократить, а обязательные общеразвивающие упражнения перенести в помещение. Начинать оздоровительные пробежки с детьми дошкольного возраста рекомендовано с 30 секунд непрерывного бега для детей средних групп; 45 секунд непрерывного бега для детей старших групп, 1 минута непрерывного бега для детей подготовительных групп. К концу учебного года, при правильной организации возрастающей нагрузки дети не чувствуют затруднений и спокойно пробегают 5- 6 минут в средней группе, 6–7 минут в старшей группе, и до 10 минут в подготовительной.
В современных условиях организовать в дошкольном учреждении пробежки в зимнее время года очень затруднительно. Позиция родителей в этом вопросе является определяющей, и, как правило, она негативна по отношению к пробежкам на улице в зимний период. Для сохранения достигнутых результатов можно использовать оздоровительный бег в зале. Полезное действие оздоровительного бега в помещении (при соблюдении санитарно-гигиенических норм) такое же, как и на улице. На улице же можно организовать лыжные прогулки. Этот вид упражнений, как и бег, является циклическим и дает хорошую аэробную нагрузку на организм ребенка.
Начиная работу с детьми важно организовать мониторинг за физическим состоянием детей и за развитием физических качеств. Оценка эффективности результатов работы по использованию оздоровительного бега можно определить, сравнивая диагностические показатели детей в начале и в конце учебного года.
При внедрении оздоровительного бега в систему оздоровления дошкольного учреждения педагогам необходимо быть готовыми к некоторым трудностям. Хотим обозначить, на наш взгляд, самые острые из них.
Неприятие именно такой формы оздоровления родителями воспитанников. Как правило, современные родители образованы и компетентны в вопросах здоровья детей дошкольного возраста и понимают необходимость поиска новых механизмов позволяющих укреплять здоровье дошкольников. Но в отдельных случаях возможно неприятие оздоровительного бега. Прежде чем начинать работу по внедрению оздоровительного бега в работу с дошкольниками, необходимо провести анкетирование родителей, в ходе которого выяснить отношение родителей к различным формам оздоровления. Для профилактики негативных реакций родителей целесообразно провести родительские дискуссионные встречи, на которых предложить к ознакомлению материал о пользе оздоровительного бега для детей и обсуждению возможных трудностей. Наряду с этим хороший результат дает участие «сомневающихся родителей» в совместных спортивных праздниках, пробегах, кроссах и других легкоатлетических мероприятиях дошкольного учреждения.
Медицинские работники, при высокой загруженности, не захотят обременять себя лишней работой. Последнее время в системе дошкольного образования медицинский персонал не входит в штат сотрудников дошкольного учреждения. Большой объем лечебно-профилактической и, документационной работы заставляет медицинских работников с осторожностью относиться к нововведениям дошкольных учреждений предполагающих дополнительный объем работы. Как правило, постоянный медицинский контроль занятий необходим первое время внедрения систематического оздоровительного бега. Впоследствии, помощь медицинских работников нужна для отслеживания результатов и правильной диагностики физических данных детей. Для установления плодотворного сотрудничества педагогов и медицинских работников, целесообразно разделить нагрузку по фиксации и обработке результатов между медицинскими работниками, воспитателями групп и инструкторами по физкультуре.
Несмотря на возможные трудности, внедрение оздоровительного бега в систему дошкольной практики позволяет добиться хороших результатов в сохранении здоровья воспитанников дошкольных учреждений и заметно сократить пропуски посещения детского сада. Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.
Литература:
1. Змановский Ю. Ф. К Здоровью без лекарств.-М.: Советский спорт,1991.
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авторы составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., Саулина Т. Ф.- М.:Аркти, 2000.
3. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник./Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., и др., 2001.
4. Ефименко Н. Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999.
5. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.-М.,2005.
6. Граевская Н. Д. Т.И. Долматова СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА. курс лекций. I часть М.: Советский спорт, 2004;
7. Антропова М. В., М. М. Кольцова. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1983.
8. Аракелян О. Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.
9. Гильбо И. С., В. Я. Егоров, А. И. Кузнецов и др. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга. — СПб.: ЛГОУ, 1977
10. Сологуб Е. Б., Г. П. Виноградов, С. В. Никольская. Физическое развитие детей дошкольного возраста. — СПб.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993.
11. Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). (http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/35/2517/)
12. Алямовская В. Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении. М., 1996.
13. Алямовская В. Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. Курс лекций. –М.: Педагогический универстет 1 сентября, 2010.