Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 13.01.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Демина, Е. В. Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Демина, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110100/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста на базе МБДОУ Детский сад № 1 г. Елабуга.

Ключевые слова: комплексный подход, сенсорное воспитание, дошкольники, развитие, дидактические игры.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания, как основе всестороннего развития личности ребенка, обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на этапе раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир [2, с. 255].

Сенсорное воспитание играет важную роль в развитии детей младшего дошкольного возраста, способствуя развитию их чувственных ощущений, координации движений, способствует лучшему восприятию мира вокруг и развитию познавательных навыков.

Сенсорное воспитание способствует развитию и стимулированию всех пяти чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсорное воспитание помогает формирует у детей способность воспринимать и интерпретировать информацию через чувства, что в свою очередь позволяет им лучше понимать окружающий мир и лучше взаимодействовать с ним. Кроме того, сенсорное воспитание способствует развитию моторики, позволяет улучшить координацию движений у детей.

Также один из возможностей сенсорного воспитания является развитие когнитивных навыков, таких как сосредоточенность, внимание, наблюдательность, способность анализировать и сравнивать. Игры с использованием разнообразных материалов и предметов помогают развивать логику, понимание причинно-следственных связей [1, с. 188].

Кроме того, сенсорное воспитание способствует развитию социально-эмоциональных навыков, развитию эмоционального интеллекта у детей. При проведении игр, дети общаются, совместно решают проблемы, что позволяет развивать эмпатию и уважение к другим, а также способствует улучшению коммуникационных навыков. Также необходимо отметить, что игры со сенсорными материалами способствуют развитию воображения детей, их артистических навыков, то есть стимулирует творческое мышление детей.

Таким образом, сенсорное воспитание стимулирует физическое, когнитивное, социально-эмоциональное и коммуникативное развитие детей [3, с. 490].

Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста включает в себя не только активности, направленные на развитие чувственных ощущений, но и учет всех других сфер развития ребенка.

Рассмотрим основные принципы комплексного подхода к сенсорному воспитанию, среди которых:

— игровая направленность. Игра помогает детям активно участвовать, исследовать и экспериментировать. В игре ребенок самостоятельно открывает и познает мир, развивает свои способности и умения;

— сенсорное воспитание должно охватывать все чувства — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус;

— сенсорное воспитание должно быть интегрировано с другими областями развития ребенка, такими как моторика, когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. Например, игры с использованием различных материалов и предметов могут одновременно развивать моторику и сенсорные навыки;

— персонализация и дифференциация. Комплексный подход к сенсорному воспитанию предполагает, что каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности и потребности. Педагоги должны учитывать эти особенности, предоставлять разнообразные задания и материалы, соответствующие возрасту, уровню развития и интересам каждого ребенка;

— сенсорное воспитание должно быть систематичным и постепенным. Развитие чувственных навыков требует времени и практики;

— взрослые должны быть активно включены в сенсорное воспитание и поддерживать детей в их исследованиях и экспериментах.

При реализации данного подхода рекомендуется предоставить детям разнообразные материалы для осязания. Дети должны иметь возможность исследовать разные текстуры, формы и размеры. Им стоит предложить различные материалы, такие как ткани разной фактуры, песок, воду, глину и другие материалы. Рекомендуется проводить игры с использованием тактильных ощущений. Например, создайте можно играть в «коробку с сюрпризом», в этой игре дети могут на ощупь определять разные предметы и угадывать их. Кроме того, можно проводить эксперименты с запахами, предлагая детям различные ароматы для угадывания. Также рекомендуется проведение двигательных игр. Различные виды физической активности, такие как ползание, ходьба босиком по траве, катание на велосипеде или бег, развивают координацию движений и тактильные ощущения [4, с. 424].

Как показывают результаты апробации и проведенного эксперимента на базе МБДОУ Детский сад № 1 г. Елабуга, гипотеза о том, что педагогическое сопровождение сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста будет эффективным, если развивать восприятие детей младшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности в предметно пространственной развивающей среде нашла сове подтверждение.

Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Таким образом, показатели диагностики экспериментальной группы значительно выше показателей диагностики детей контрольной группы. Полученный результат обосновывает эффективность и целесообразность применения в образовательной и воспитательной деятельности разработанного комплекса дидактических игр с элементами сюжета как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Полученные данные обосновывают эффективность и целесообразность применения в образовательной и воспитательной деятельности разработанного комплекса дидактических игр с элементами сюжета как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста способствует разностороннему развитию малышей, активизирует их умственное и физическое развитие, а также помогает им лучше понять и общаться с окружающим миром.

Литература:

  1. Кладова Е. С. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр / Е. С. Кладова // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188–190.
  2. Корнилова, А. Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий / А. Н. Корнилова. // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 255–268.
  3. Кузьмина, Ю. И. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. И. Кузьмина. // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 489–491.
  4. Лежанская, О. А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / О. А. Лежанская, Е. В. Ковалева. // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 424–425.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, младший дошкольный возраст, комплексный подход, игра, ребенок, сенсорное воспитание детей, сенсорное развитие детей, координация движений, навык, окружающий мир.


Похожие статьи

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников

В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения

В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Похожие статьи

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников

В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения

В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Задать вопрос