В современном обществе, благодаря достижениям науки, облегчён не только физический, но и умственный труд человека. Однако это породило и болезни, которые называют болезнями цивилизации: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия и другие. Кроме того, социально-экономические преобразования последних десятилетий в нашей стране негативно сказались на здоровье населения.
Как показывает опыт ведущих стран мира, высокий оздоровительный эффект достигается при использовании здорового образа жизни, в котором основным оздоровительным фактором признана физическая культура. Однако в России в настоящее время физической культурой занимаются только 10–15 % населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40–60 % [Л. Л. Ципин, 2012]. Средства и методы оздоровительной физической культуры в последние годы широко разрабатываются [С. К. Гамидова, 2012; И. В. Иванов, 2006; В. Н. Селуянов, 2006 и др.]. Однако систематических научных исследований по изучению влияния бадминтона на здоровье студентов не проводилось. Поэтому разработка доступных, эффективных и привлекательных для студентов средств и методов оздоровительной физической культуры, обеспечивающих профилактику болезней, укрепление их здоровья, является актуальной проблемой.
Цель исследования: разработать для студенческой молодёжи научно-обоснованную методику оздоровительных учебных занятий по физической культуре с применением бадминтона.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, педагогический анализ занятий.
Экспериментальная работа выполнена в 2014 году на базе Российского университета дружбы народов, г. Москва.
Содержание работы. Широкое применение в оздоровительной физической культуре находят спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол и др. По сравнению с традиционными беговыми упражнениями они отличаются привлекательностью, эмоциональностью, разнообразием игровых ситуаций.
Популярен у студентов и бадминтон. По сравнению с другими спортивными играм бадминтон имеет преимущества: исключается контакт с соперником и соответствующий травматизм; имеется возможность строгого дозирования нагрузки; не требует большого числа занимающихся и больших по размерам площадок; доступен для освоения.
Велика роль занятий бадминтоном для студенческой молодёжи. Эффективно воздействовать на обменные процессы позволяют циклические упражнения большой мощности — бег на 1,5–5 км, лыжная гонка на 5 км и др. Однако для оздоровления студента рядом преимуществ по сравнению с указанными упражнениями имеет бадминтон. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же активирующего влияния на обменные процессы в организме, что и другие виды мышечной работы, но по эмоциональному воздействию, доступности, интересам занимающихся он значительно их превосходит.
Эффективен бадминтон и для профилактики снижения адаптационных возможностей. Во время игры частота сердечных сокращений может достигать 170 ударов в минуту и более. Однако оздоровительный эффект игры в бадминтон до настоящего времени фактически еще не изучен.
Для разработки эффективного содержания и методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона нам необходимо было получить собственные данные о влиянии таких занятий на организм занимающихся. Это выполнено в ходе педагогического эксперимента. Для участия в педагогическом эксперименте были выбраны студенты без отклонений в состоянии здоровья. Все занимающиеся владели техникой игры в бадминтон на любительском уровне.
Каждое занятие начиналось с подготовительной части, включающей ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения. При этом обращалось внимание на тщательную подготовку организма к последующим нагрузкам. Затем студенты приступали к игре. Игра проводилась по двум методикам. Одна из них предусматривала двухстороннюю игру без счета. Данный подход был избран для увеличения плотности занятий, чтобы волан дольше был в игре и меньше на земле. Другая методика заключалась в двухсторонней игре на счет.
Через три месяца тренировочных занятий все испытуемые были обследованы по той же программе, что и в начале эксперимента. В результате большая часть исследуемых показателей улучшилась: задержка дыхания на вдохе и выдохе — на 10 %, индекс степ-теста — на 10 %, функциональный показатель — на 15 %, время в беге на 3 км — на 4 %, коэффициент выносливости — на 6 %. Все это свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма испытуемых, а следовательно, их здоровья.
Хронометраж и педагогический анализ занятий, организуемых по одной и по другой методике, выявили выраженные различия в их моторной плотности. При организации игры без счета плотность занятий составила от 60 % до 70 %, при игре на счет — от 50 % до 60 %. При этом напряжение организма (по частоте сердечных сокращений) при игре без счёта достигало 170 ударов в минуту и сохранялось определенное время (пока не был приземлен волан). При игре на счёт частота сердечных сокращений у испытуемых также достигала высоких значений, но это было достаточно кратковременно. Только у более технически подготовленных партнеров игра продолжалась дольше и, соответственно, дольше поддерживалось напряжение организма.
Проведенные наблюдения показали, что при любительском уровне подготовленности студентов более выраженного оздоровительною воздействия игры в бадминтон можно достигнуть при использовании методики игры без счета. Полученные данные были использованы при разработке методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона. Представим таблично содержание оздоровительных занятий с применением бадминтона.
Таблица 1
Фрагмент оздоровительных занятий с применением бадминтона
Номера занятий |
Содержание |
Дозировка |
11—13 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка (упражнения для мышц рук, ног, туловища, обеспечения подвижности в плечевых, локтевых, тазобедренных, колейных суставах; бег с высоким подниманием бедра, ускорения на 10—15 м) Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
4 мин
8 мин
35 мин
4 мин |
14—17 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц Силовые упражнения: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание прямых ног сидя на полу или поднимание ног за голову лежа на полу Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
4 мин
6—8 мин 40 мин 3 мин
Число выполнений каждого упражнения 80— 90% от максимального 3 мин |
18—21 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц Силовые упражнения
Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
5 мин 8 мин
40 мин 3 мин Число выполнении каждого упражнения — 90% от максимального 3 мин |
24 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Заключительная часть Ходьба, упражнения для расслабления мышц |
5 мин 8 мин 45 мин 4 мин 3 мин |
25—26 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц Силовые упражнения
Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
5 мин 4 мин 40 мин
3 мин Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального 3 мин |
27—28 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
5 мин 8 мин 45 мин
4 мин 3 мин |
29—31 |
Подготовительная часть Бег в медленном темпе Разминка Основная часть Двухсторонняя игра в бадминтон Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц. Силовые упражнения
Заключительная часть Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц |
4 мин 5 мин 40 мин
3 мин Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального 4 мин |
Кроме того мы разработали следующие методические указания для проведения оздоровительных занятий с применением бадминтона:
1. Занятия начинать с ходьбы, скорость бега наращивать постепенно. Бег заканчивать переходом на быструю ходьбу.
2. При двухсторонней игре сначала студенты перекидываются воланом через сетку в спокойном темпе, затем игра по согласованию партнеров ускоряется и проводится в доступном темпе, с достаточной нагрузкой.
3. При чрезмерной нагрузке для одного из партнеров игра приостанавливается и делается перерыв на 3–5 минут. Затем игра продолжается, но в более спокойном темпе, с меньшей нагрузкой.
4. Силовые упражнения выполнять по одному подходу на каждое упражнение; между подходами выполнять упражнения на расслабление мышц, развитие подвижности в тазобедренных, коленных и других суставах.
5. Занятия заканчивать медленным бегом, ходьбой, упражнениями на расслабление мышц.
6. Проводить систематический контроль за состоянием студентов на каждом занятии.
Выводы. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же влияния на функциональные возможности организма, что и другие виды мышечной работы большой мощности, но по эмоциональному воздействию, привлекательности и доступности для занимающихся она значительно их превосходит. Однако применение бадминтона на занятиях по физической культуре со студентами в оздоровительных целях не имеют систематических научных обоснований. Исследования показали, что более выраженное оздоровительное воздействие игры в бадминтон на здоровье студентов наблюдается при использовании методики игры без счета.
Литература:
1. Гамидова, С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С. К. Гамидова. — Смоленск, 2012. 19 с.
2. Иванов, И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура / И. В. Иванов, А. И. Чистотин. — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. 56 с.
3. Селуянов, В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. — М.: СпортАкадемПресс, 2006. 172 с.
4. Смирнов, Ю. Н. Бадминтон: Учебник. — М.: Советский спорт, 2011. 249 с.
5. Ципин, Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями / Л. Л. Ципин. — СПб.: Копи-Р Групп, 2012. 103 с.
6. Щербаков, А. В. Бадминтон / А. В. Щербаков. — М.: Советский спорт, 2010. 156 с.
7. Щербаков, А. В. Игра бадминтон / А. В. Щербаков, Н.И Щербакова. — М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. 121 с.